В декабре 2017 года Невьянская детская художественная школа встретила свой 40-летний юбилей. Учреждение дополнительного образования было открыто в 1977 году. Это было значимое событие в жизни горожан. Нет, не дань моде или времени, вернее всего, – закономерность, органически связанная с историческим прошлым города, его жизненным укладом и традициями, а главное - большой тягой невьянцев к культуре и искусству, которая начала формироваться с момента строительства самого города, создания его архитектурного облика и культуры в целом.
Следуя верным путем Художественная школа еще молода - в сравнении с историей самого города. Тем не менее, содержание художественного образования, освоением и развитием которого педагогический коллектив занимается на протяжении стольких лет, было выбрано верно. С момента основания школы, с 1977 года, ее бессменным директором был Сергей Дмитриевич Каратаев - заслуженный работник культуры, автор многочисленных педагогических выставок, программ по живописи, рисунку и дизайну. Его огромная заслуга - в подборе кадров педагогического коллектива, создании условий для их творческого сотрудничества с воспитанниками НДХШ. Первые годы становления - с 1977 по 1982 – стали годами проб и ошибок. Тогда школа занимала старое здание по улице Кирова, 47 с печным отоплением. Рубка дров, формирование вечернего отделения, написание собственных первых программ, утверждение штатного расписания. Специалистов нет. Но вскоре приходят первые преподаватели. В их числе - А.Е.Надтока, Т.И.Овчинникова, Т.А.Скороходова, Г.А.Письмак, а также Коршунова, А.Г.Вахонин. Формируется и вечернее отделение на хозрасчете. Начинается период общения и контактов с другими школами области и выработка своего почерка. Что только не пробовали творцы–педагоги: «Гобелен», «Резьба по дереву», «Макроме», «Вышивка», «Вязание». Одним словом, школа бурлила идеями, активно сотрудничала с Нижнетаволгинским заводом художественной керамики. Спустя некоторое время первые выпускники школы поступают в художественные училища и вузы и возвращаются в родную школу уже в качестве преподавателей. Это Олег Вениаминович Масленников, Елена Петровна Рукавишникова, Ольга Владимировна Мягкова, Татьяна Константиновна Иванцова.
Следуя верным путем
Художественная школа еще молода - в сравнении с историей самого города. Тем не менее, содержание художественного образования, освоением и развитием которого педагогический коллектив занимается на протяжении стольких лет, было выбрано верно.
С момента основания школы, с 1977 года, ее бессменным директором был Сергей Дмитриевич Каратаев - заслуженный работник культуры, автор многочисленных педагогических выставок, программ по живописи, рисунку и дизайну. Его огромная заслуга - в подборе кадров педагогического коллектива, создании условий для их творческого сотрудничества с воспитанниками НДХШ.
Первые годы становления - с 1977 по 1982 – стали годами проб и ошибок. Тогда школа занимала старое здание по улице Кирова, 47 с печным отоплением. Рубка дров, формирование вечернего отделения, написание собственных первых программ, утверждение штатного расписания. Специалистов нет. Но вскоре приходят первые преподаватели. В их числе - А.Е.Надтока, Т.И.Овчинникова, Т.А.Скороходова, Г.А.Письмак, а также Коршунова, А.Г.Вахонин. Формируется и вечернее отделение на хозрасчете. Начинается период общения и контактов с другими школами области и выработка своего почерка. Что только не пробовали творцы–педагоги: «Гобелен», «Резьба по дереву», «Макроме», «Вышивка», «Вязание». Одним словом, школа бурлила идеями, активно сотрудничала с Нижнетаволгинским заводом художественной керамики. Спустя некоторое время первые выпускники школы поступают в художественные училища и вузы и возвращаются в родную школу уже в качестве преподавателей. Это Олег Вениаминович Масленников, Елена Петровна Рукавишникова, Ольга Владимировна Мягкова, Татьяна Константиновна Иванцова.
На новом уровне
И вот они, первые успехи! С 1983 по 1988 годы на счету у школы городские и областные выставки. Самой значимой из них была выставка, посвященная юбилею со Дня образования СССР, которая проходила в Свердловске.
В 1989 - 1999 годы наступил период активного творческого поиска. Четырехлетняя программа развития личности ребенка не оправдывала себя в условиях малого города и не отвечала требованиям того времени. Потому школа переходит на семилетнюю образовательную программу. И переезжает (в 1992 году) на улицу Профсоюзов,4.
Начинается работа по созданию научно-методического объединения педагогов НДХШ. Создается дополнительный образовательный цикл дисциплин и программ на платной основе: раннее дошкольное развитие ребенка и курс предпрофессиональной подготовки старшеклассников. Школа начинает показывать высокие творческие результаты в конкурсах и выставках различного уровня. Пополнялся и преподавательский состав: в школу пришел преподаватель Юрий Андреевич Заикин и другие. В эти годы выпускается первая школьная газета «Экспрессия», главным редактором которой становится Елена Рукавишникова, а также весь неравнодушный коллектив преподавателей и учащихся школы.
В эти годы возвращаются в родные пенаты бывшие ученики художественной школы, в числе которых Татьяна Константиновна Иванцова.
Проект, еще проект!
В нулевые двухтысячные шло освоение высоких технологий. Ставились задачи по созданию технической базы и необходимых условий для организации учебной работы, направленной на обеспечение образовательного процесса современным научно обоснованным теоретическим материалом, помогающим выстроить новую концепцию образовательной модели школы.
В 2000 году к 300-летию Невьянска творческий коллектив подготовил культурный проект «Многоцветие невьянской палитры», в котором приняло участие более 100 человек. НДХШ активно и плодотворно сотрудничала с представителями организации «ЮНЕСКО» при содействии координатора культурного центра «Невьянское наследие» Л.Хохоновой.
В эти годы пришли работать в художественную школу выпускники НДХШ Ольга Белоусова, Юлия Кузнецова, Анна Зубова.
Школа покоряет новые высоты. В 2005 году происходит важное событие в ее жизни: совместно с ХПИ РГППУ г. Екатеринбурга проводится научный эксперимент по внедрению в учебный процесс НДХШ нового направления – «Дизайн-образование», начиная со старшего дошкольного возраста. Подготовка и проведение грамотного эксперимента – это движение вперед, это современный взгляд на эстетическое воспитание подрастающего поколения. В школе и за ее пределами с успехом проходит новый проект «Философия дизайна», автором и идейным вдохновителем которого явился Сергей Каратаев.
НДХШ сегодня –
это сформировавшееся образовательное учреждение со своими традициями и взглядами, динамично развивающееся, с постоянным присутствием новизны и поиска - как в содержании образования, так и в структуре своей организационной формы.
Школу возглавляет Оксана Петровна Жидкова, являющаяся несомненным лидером в своем коллективе, его идейным и творческим вдохновителем и стратегом. Ветеран атомной отрасли, она награждена многими наградами и грамотами, один из авторов новой концепции школы и новых выставочно-издательских проектов «Невьянская азбука» и «Невьянские были».
В 2016 году школа стала участником VI Международного форума «Школа будущего», проходившего в Санкт-Петербурге. Наш выставочно-издательский проект «Невьянская азбука» был удостоен диплома «Проект года», а НДХШ – дипломом «100 лучших школ дополнительного образования».
Сегодня в школе работает студия «Живопись и графика для начинающих», которой руководит Ольга Мягкова. Набирает обороты студия «Авторской куклы» под руководством Татьяны Иванцовой. Вновь введен в преподавание предмет «Скульптура», которому обучает выпускник нашей школы Валерий Мохов. Летом 2017 года в нашей школе впервые работал оздоровительный лагерь для юных художников.
Стремление к новизне и успешности – вот слагаемые к получению высоких результатов. И они у школы есть, и именно они позволили сформировать её высокий имидж в нашем городском социуме. На сегодня НДХШ является самым востребованным образовательным учреждением культуры в Невьянском городском округе. Двери школы всегда открыты для всех, кто любит искусство и делает наш мир прекраснее.
Вспоминая историю
становления детской художественной школы в нашем городе, нельзя не вспомнить о Григории Григорьевиче Бычкове, в далеком 1977 году занимавшем пост заведующего отделом культуры в Невьянском районе. Этот человек - активный, упорный, настойчивый, в особенности в вопросах, касающихся творческого развития подрастающего поколения, – приложил максимум усилий для того, чтобы освободившееся помещение по ул.Кирова, 47 заняла именно детская художественная школа. Но и это еще не все заслуги Г.Бычкова. Новому учреждению дополнительного образования был крайне необходим грамотный руководитель с художественным образованием. Его, можно сказать, и нашел Григорий Григорьевич: у НДХШ появился первый директор – Сергей Дмитриевич Каратаев.
Дальнейший процесс становления школы также не оставался без внимания чуткого и отзывчивого Григория Григорьевича, который на протяжении нескольких лет возглавлял комиссию по приему будущих учеников НДХШ.
Григорий Бычков сегодня по-прежнему живет и здравствует в родном Невьянске, а значит, может принимать поздравления с юбилеем своего, можно сказать, детища.
Поздравляем вас, Григорий Григорьевич! Спасибо вам и вашим соратникам за то, что в Невьянске есть наша уникальная школа!

Вот что о тех незабываемых годах вспоминает Елена Рукавишникова, заместитель директора по учебной работе. Она тоже выпускница НДХШ, пришла обратно в школу в 1989 году после окончания художественно-графического факультета НТГПИ. У Елены Петровны - самая ответственная задача: следить за учебным процессом, внедрять самые смелые методики и идеи. А еще она очень чуткий педагог, автор программ для начинающих художников «Мир настроений». За последнюю заявленную методическую разработку авторской программы «Первоцвет» стала Лауреатом 3-й степени во Всероссийском конкурсе на лучшие методические разработки и авторские программы.
- В 1980 году я окончила вечернее отделение художественной школы. Это был первый выпуск. Всех нас сплотил вокруг себя замечательный, тогда очень молодой преподаватель Георгий Александрович Письмак. В нашей группе «вечерников» занимались люди разных возрастов и профессий, у каждого были разные цели. Кто-то мечтал поступить в ВУЗы художественного направления, кто-то – повысить свой культурный уровень, кому-то просто не хватало общения. Но всех нас объединяло общее желание творить, приобщаться к изобразительному искусству. Георгий Александрович знакомил нас с творчеством великих мастеров живописи и графики. За два года учебы мы пробовали себя в разных художественных и прикладных техниках: акварель и гуашь, графика, резьба по дереву, маркетри, витраж. С удовольствием вспоминаем наши выезды на пленэр в Сербишино: красочные рассветы и закаты, заросли душистой черемухи, экзотику деревенской архитектуры. В том, что я выбрала профессию преподавателя художественной школы, большая заслуга моего учителя и наставника. Мы и сейчас продолжаем общаться, делиться творческими планами и достижениями.

С теплотой и любовью вспоминает путь своего становления один из уважаемых педагогов нашей школы, мэтр своего дела Олег Масленников. Выпускник нашей школы вернулся в ее стены в 1984 году после окончания Свердловского художественного училища им. Шадра. Преподает специальные дисциплины (рисунок, живопись, композицию), ведет довузовскую подготовку у старшеклассников. Это творческий, грамотный не равнодушный к своему делу человек. Им созданы авторские программы по «Рисунку». Программа по «Печатной графике» заняла первое место во Всероссийском конкурсе методических пособий в 2016-2017 учебном году.
- Пришел в школу с момента ее открытия. Первые занятия проходили за простыми школьными партами. Позднее появилось необходимое учебное оборудование. Вспоминаются годы учебы, проведенные мною в том здании, первые преподаватели и первые успехи. Теперь я и сам преподаватель «художки», работаю в ней более 30 лет. Большое количество времени отдано работе со старшими детьми, которые готовились связать свою судьбу с художественным образованием и приходили на специальный курс для подготовки к поступлению в высшие и средние художественные учебные заведения.
Вспоминаются организованные школой художественные мастерские в городском парке в одноэтажном здании, где преподаватели в свободное от педагогической работы время творили и создавали свои творческие работы. Было очень интересно в ранге уже преподавателя продолжать учиться у более старших и опытных преподавателей серьезному творчеству. Думаю, именно в то время у меня зародилось желание не только заниматься педагогической деятельностью, но и по возможности творить для души. На сегодняшний день являюсь членом Союза педагогов-художников России. Успешно выставляюсь со своими творческими работами на выставках различного уровня – городских, территориальных, областных, российских.

Ольга Мягкова - наша палочка-выручалочка, очень энергичный, жизнерадостный преподаватель, всегда готова прийти на помощь, что бы ни случилось. Ее воспитанники - постоянные участники международных, областных, региональных выставок.
- Самое теплое мое воспоминание связано с одним из первых преподавателей нашей художки А.Е. Надтокой. Помню, с какой теплотой он передавал нам навыки познания мира прекрасного. В числе любимых преподавателей в памяти всплывает и образ Т.И.Овчинниковой - преподавателя по станковой композиции.

Татьяна Иванцова - очень чуткий и талантливый педагог, отличающийся большой работоспособностью, ответственностью за любое дело, за которое берется. Ее учащиеся всегда в победителях, в каком бы конкурсе они ни принимали участие.
- Помню свой восторг, когда я узнала, что у нас в городе открылась детская художественная школа. Придя в нее, начав в ней учиться, поняла: это то, что мне наиболее близко и интересно. В школе была теплая, даже какая-то домашняя обстановка, внимательные и добрые, любяще свое дело преподаватели. Было интересно не только обучаться живописи, рисунку, композиции, скульптуре, истории искусств, но и участвовать в различных тематических вечерах, поездках на выставки и экскурсии, которые организовывали все те же преподаватели. С первых дней учебы я почувствовала сердцем, что это то самое место, где я хочу находиться и работать в дальнейшем. Поэтому после окончания НДХШ, а затем художественно-графического отделения педагогического института я пришла работать в свою любимую школу. Рада, что могу принимать участие в ее творческой жизни под руководством неравнодушного к своему делу человека Оксаны Петровны Жидковой, видеть успехи учеников и своих коллег-педагогов. Желаю и дальше успехов и процветания нашей любимой школе!