18+
Герб Невьянского городского округа
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2016-02-05
2016-02-05
2016-02-05
2016-02-05
2016-02-05
2016-02-05
2016-02-05
2016-02-05
2016-02-05
2016-02-05
Рекламный баннер 300x60px right-2
Каков тираж издания на сегодняшний день?
Подробнее...

Фантазии Ирины Решетовой

Фантазии Ирины Решетовой
2021-07-27
7091

В Невьянском государственном историко–архитектурном музее продолжается показ выставок из цикла уральских художественных промыслов «Традиции и современность» в рамках регионального проекта «Славим человека труда».

 

На этот раз в экспозиции представлены знаменитые тагильские подносы в авторском исполнении одной из ведущих мастериц лаковой росписи по металлу, члена Союза художников России, Мастера народных художественных промыслов Свердловской области Ирины Васильевны Решетовой.

 

Сам по себе поднос как бытовой предмет возник еще в древних цивилизациях Востока . Но в далеком заснеженном краю, за Каменным поясом, об этом вряд ли знали, поэтому на Урале придумали свой, уральский поднос, который был создан на одном из первых металлургических заводов Демидовых, построенном в Нижнем Тагиле в XVIII веке.

 

Раннее упоминание о подносе уральского происхождения встречается в старинных монастырских летописях 1746 года, по этой причине датой возникновения будущего «лакирного» дела — тагильской лаковой росписи по металлу — считается середина XVIII столетия. За время своего существования народный художественный промысел пережил разные периоды — от «золотого» века и экономической стабильности до полного исчезновения. И только в начале 1970–х годов в исторической судьбе тагильского подноса наметились долгожданные перемены. Утраченные традиции и особенности письма некогда популярного народного искусства, почти два столетия славившего Урал на всю Россию, постепенно начали возрождаться. Этому способствовали не только  экспедиции, организованные в Свердловскую область столичным научно–исследовательским институтом художественной промышленности (НИИХП), но и деятельность местных сподвижников, активно включившихся в процесс возрождения.

 

Общие усилия ученых и художников позволили добиться первых результатов. На Нижнетагильском заводе «Эмальпосуда» заработал подносный цех, освоивший выпуск массовой продукции с простой народной росписью. В 1980–м году здесь же появилась творческая группа, организованная из наиболее перспективных мастеров. Ее основной задачей стала разработка новых образцов росписи, необходимых как для дальнейшего развития промысла, так и для его экономической рентабельности. Тагильские лаковые подносы начали пользоваться спросом на рынке, о них заговорили в Москве.  

 

Среди мастеров творческой группы значилась и Ирина Васильевна Решетова, в то время — выпускница Нижнетагильского профессионально–технического училища № 49. Это учебное заведение первым приступило к профессиональной подготовке будущих специалистов росписи, понимая, что главная цель возрождения — последователи.

 

Главный художник завода Геннадий Петрович Бабин вспоминает, что каждому из художников творческой группы было определено конкретное задание с целью внедрения его в серийное производство. Молодой и способной Ирине Решетовой следовало потрудиться над разработкой трафаретного орнамента, который у нее получался лучше всех. В 1987 году ее подносы, выполненные в технике трафаретной печати, были показаны на главной выставке страны — ВДНХ — и удостоены бронзовой медали. Это событие в истории подносного цеха и возрождающегося промысла стало общей победой и успешной ступенькой вверх.

 

К слову сказать, трафаретный орнамент — одна из сложных специализаций в искусстве росписи. Как самостоятельное художественное направление он появился во второй половине XIX века, когда из привычного подносного ассортимента исчезли сюжетные мотивы, и творческая сторона процесса невольно переместилась в область создания новых трафаретных узоров, которые зачастую использовались как самостоятельная декоративная идея. Настолько они были эффектны. Поэтому, наряду с яркой и нарядной росписью, золотой трафаретный орнамент занял центральное место в украшении железных изделий. Только вот как раньше, так и теперь этот вид подносов в продаже и на выставках самый редкий — вероятно, оттого, что требует не меньше «вкуса и художественного мастерства», чем законченный сюжет.

 

И.Решетова «набила» руку на трафаретном узоре, работая в творческой группе. Трафаретный орнамент у Ирины особенный. Утонченно–изысканный, технически сложный, кропотливый, скрупулезный, но при этом визуально легкий и гармоничный, с тем самым вкусом и мастерством, который выводит поднос на уровень произведения искусства. Это эстетически совершенные расписные образцы, вызывающие восхищение, и неважно, в качестве чего выступает золотой узор: самостоятельной темы или же служит дополнением к основному изображению, создавая художественный эффект в виде рамки. В них царит удивительная цельность, неразрывная связь формы и изобразительных элементов, вековых традиций и индивидуального художественного почерка. Представлены такие подносы и на персональной выставке Решетовой в Невьянске. Их хочется рассматривать, любоваться, получая незабываемые впечатления.

 

Как истинный художник и народный мастер, Ирина черпает впечатления из жизни и окружающего мира, бродя, созерцая, размышляя. Ее часто можно встретить с фотоаппаратом в городском парке, на набережной, в походах по реке Чусовой. Результатом этих прогулок и путешествий становятся поражающие своей красотой виды уральской природы, созданные на зеркале подноса, подобно картине. Не случайно на открытии выставки сотрудники Невьянского музея задали Ирине Васильевне вполне резонный вопрос: не пробовала ли она писать картины на холсте? Настолько проникновенна и убедительна ее живопись, что даже декоративное решение пейзажа способно передать всю гамму природных состояний и естественное величие природы. На что художница ответила, что иногда ей это удается, но поднос и заданное формой пространство все же роднее и ближе.

 

В пейзажах у Ирины Решетовой своя манера письма; благо, многослойная живопись позволяет мастеру быть более свободным, давая волю фантазии. Именно последняя стала ключевым определением персональной экспозиции — «Фантазии на зеркале подноса». Фантазии Решетовой проявляются не только в том, что она изображает, но и как, потому что Ирина — не просто опытный мастер, в совершенстве владеющий навыками лаковой росписи по металлу, а художник–мастер. Она способна самостоятельно разработать любую авторскую композицию — интересную, грамотную, законченную, что по силам не каждому специалисту, даже давно пребывающему в промысле.

 

Подносы И.В. Решетовой — это не просто качественные образцы народного художественного творчества и соблюдение определенных традиций, а самое настоящее искусство росписи, следовательно, и сами подносы являются произведениями искусства. К тому же, Решетова — из тех редких художников, которому на зеркале подноса подвластно все: многослойная живопись, кистевая маховая роспись, трафаретная печать, «золотный» орнамент, секторные композиции. И все это — талантливо, красиво, с собственным взглядом на мир и традицию, которая достойно обогащается благодаря таким мастерам.

 

Образность, продуманное композиционное решение, цветовая насыщенность и гармония, авторское присутствие в каждом мазке и особая лаковая светлость делают подносы Ирины Решетовой выразительными, творчески, яркими и запоминающимися. Поэтому есть надежда, что добрая слава о тагильском подносе и его мастерах полетит из Невьянска во все концы уральского края, страны и мира, ведь его искусство представляет одна достойнейших художниц лаковой росписи по металлу — тагильчанка Ирина Васильевна Решетова.

Ольга Толстоброва, искусствовед

Фото: Ольга Толстоброва, Владимир Азанов, Дарья Деменева

Оставить сообщение
Последние новости
2021-09-22
Благотворители подарили ноутбук пенсионерке, которая рассказала Евгению Куйвашеву о своих успехах в Школе пожилого возраста
Благотворители подарили ноутбук свердловской пенсионеркеСветлане Халевиной. 6 сентября её видеообращение в рамках «Прямой линии» посмотрел Евгений Куйвашев и предложил добровольцам помочь выпускнице Школы пожилого возраста, которая, не имея компьютера, не может полноценно применять полученные знания
580
2021-09-21
Получите квалифицированную электронную подпись заблаговременно
Межрайонная ИФНС России № 28 по Свердловской области информирует, что с 1 января 2022 года на ФНС России возлагается функция по выпуску квалифицированной электронной подписи (КЭП) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и нотариусам, но уже сейчас получить электронную подпись можно в любой налоговой инспекции, независимо от места регистрации
566
2021-09-21
Центр общественного видеонаблюдения завершил свою работу в Свердловской области
В Центре общественного наблюдения Свердловской области состоялась пресс-конференция, посвящённая завершению работы ЦОН и итогам Единого дня голосования
492
2021-09-21
Уральские педагоги получат премии в 200 тысяч рублей за профессиональные достижения ко Дню учителя
29 уральских педагогов ко Дню учителя получат премии в размере 200 тысяч рублей за достижения в образовательной деятельности. Все они признаны победителями конкурса, учрежденного Президентом России
619
2021-09-21
Евгений Куйвашев заявил о необходимости обеспечить службу медицины катастроф супероснащёнными реанимобилями
Губернатор Евгений Куйвашев оценил один из новых супероснащённых реанимобилей, приобретённых для Свердловской области по его поручению. Всего в регион поступили пять новых машин в топовой комплектации — четыре для эвакуации взрослых и одна для детей
482
2021-09-20
Эксперты прокомментировали итоги прошедших выборов
Андрей Мозолин, директор центра «Аналитика», эксперт Центра общественного наблюдения: «То, что у нас победили в одномандатных округах в Госдуму кандидаты «Единой России» –показатель и их активной работы, и доверия им избирателя»
2182