Менее чем за год фельдшер Шуралы снискала уважение и любовь жителей этого села
— Как же нам повезло с доктором! Грамотная, тактичная, бережно относящаяся к своим пациентам, а мы ведь все такие разные, и характеры у нас у всех непростые, большинство ведь из нас — люди в возрасте, а она к каждому подход нашла. Это не просто наш доктор, это наш семейный доктор, — наперебой рассказывают о фельдшере местного ФАПа шуралинцы. И им ли не верить: летом нынешнего года к привычным «сельским болячкам» добавилась еще и вспышка коронавирусного заболевания.
Хотелось не просто обезболить, а вылечить
Н.Кубасова заведует фельдшерско-акушерским пунктом села с момента открытия нового ФАПа — 5 февраля текущего года. Начинать, отмечает Наталья Владимировна, было непросто, хотя к этому времени за плечами у нее осталось уже 20 лет работы на станции скорой помощи сначала в Невьянской, затем в Кировградской ЦРБ. И этот богатый опыт весьма пригодился ей в новой практике, ведь среди ее нынешних пациентов, как и в скорой, — люди разных возрастов: от новорожденных до тех, кому далеко за 80. А за первичной медицинской помощью к сельскому фельдшеру обращаются люди с различными заболеваниями, причем не только местные жители, но и дачники, коих в Шурале немало. Многие и вовсе предпочитают проживать в селе с мая по октябрь на постоянной основе, к ним еще и внуки на все лето приезжают… Так что число потенциальных пациентов значительно увеличивается. Но Н.Кубасову это нисколько не смущает и не огорчает: она готова оказать помощь каждому, кто в ней нуждается. Причем не только укол поставить или таблетку нужную выдать-прописать, но и профилактическую беседу провести о том, как правильно следить за своим здоровьем, как не допустить обострения заболевания…
— Меня всегда за эти пояснения и профилактические беседы на скорой помощи ругали, — говорит героиня нашего рассказа. — Ведь задача скорой — оказание первой помощи, а мне всегда хотелось объяснить людям, почему у них такой приступ случился; как сделать так, чтобы он не повторился… Да и потом, всегда хотелось узнать, как сейчас себя чувствует тот человек, которому мы помощь оказывали. А иногда и вовсе понимала, что человеку, которому ты приехал оказать скорую помощь, нужно и просто общение в момент, когда ему так плохо… В общем, хотелось не просто обезболить, а вылечить, вести человека на протяжении всей его болезни, помогать ему и в период восстановления после перенесенного заболевания, да и просто иной раз подбодрить словом врача, вселить уверенность в исцеление. Именно этим и занимается участковый терапевт или фельдшер. Именно этого мне и не хватало во время работы на скорой, и лишь когда я стала работать в ФАПе, я поняла: вот это все (она обводит взглядом свой светлый, чистый, кабинет, с аккуратными рядами медицинских карт) — мое…
Зато шуралинцам повезло
Она, действительно, хотела стать врачом. После школы поступала в медицинский институт, но, как это часто и бывает, по конкурсу не прошла. Тогда Наталья, уже твердо решившая связать свою жизнь с системой здравоохранения, поступила в медицинское училище в Екатеринбурге, планируя затем продолжить учебу и получить высшее образование и быть участковым терапевтом; правда, хирургия тоже очень привлекала ее в свое время. Однако жизнь внесла свои коррективы: после окончания медучилища Наталья распределилась на скорую помощь, и эта работа захлестнула ее с головой. А там и детишки пошли один за другим: она — мама троих детей. Очень жалеет Н.Кубасова, что не окончила вуз, не стала-таки врачом. Но тогда вряд ли бы так повезло с ней шуралинцам!
Прикрепленного к ФАПу населения в Шурале немного, а потому Наталья Владимировна здесь одна: она и фельдшер, и медсестра, и санитарка, убирающая все служебные помещения. Ее эти обстоятельства нисколько не смущают, ей даже нравится работать одной и отвечать только за свою работу, к которой, надо сказать, она относится со всей душой. Прием пациентов в период неблагоприятной эпидобстановки разграничен у Натальи Владимировны по времени так, чтобы пациенты между собой не пересекались: по телефону ведется запись на прием, и каждый приходит в назначенное ему время. А затем фельдшер отправляется по вызовам на дом.
Вызовов, по словам фельдшера, немного: от двух до шести в день; на прием приходит, как правило, до десяти человек. Но Н.Кубасова скромничает — она ведь еще и заведующая Медицинским лечебным передвижным комплексом «Диагностика», так называемым мобильным ФАПом, который обслуживает Середовину, Основский, Пьянково, Корелы, Кунару, Забельный, Быньговский и ст.Шурала. Так что работы у шуралинского фельдшера хоть отбавляй, но большое количество человеческого общения совершенно ее не тяготит. Тяготят дела бумажные (всевозможная отчетность), то, чего в таком количестве не было на скорой помощи.
Проверка на прочность
Настоящим испытанием, проверкой на прочность стал для сельского доктора минувший июль: в Шурале было лабораторно подтверждено более 30 диагнозов COVID-19, у 50% заболевание протекало в тяжелой форме. Стоит ли говорить, что добрая половина заразившихся — дачники. Но всех их вела Наталья Владимировна. В специальном медицинском обмундировании ежедневно отправлялась она в 30-градусную жару по своим заболевшим: забор мазков для исследований, патронаж на дому, выписка и закрытие больничных листов контактным…
— Я иду, как инопланетянка, мимо наших местных пляжей, а на них отдыхающих — как на Черноморском побережье. Люди смотрят на меня и спрашивают: «А что, коронавирус на самом деле существует?!», — вспоминает Н.Кубасова. — А мне так и хочется сыронизировать: «Нет, что вы, мне просто захотелось в такую-то жару в таком вот наряде по улицам походить…». Многие, действительно, не верили, что этот вирус совсем рядом, что люди болеют, и тяжело болеют, по соседству с каждым из нас. А тот, кто перенос это заболевание, в принципе по-другому смотрит теперь на вирусные инфекции в целом и на свое здоровье в частности.
Наверно, оттого по осени, едва поступила вакцина от гриппа, шуралинцы, образно говоря, выстроились в очередь за «дозой здоровья»: сами, без напоминания, врача записывались на прививочку. А потому и прививочная кампания в Шурале прошла быстро и практически без «уклонистов».
— Я сама считаю, что прививку от гриппа нужно делать обязательно. Тем более, в этом году. К тому же что современная вакцина — очень высокого качества, — уверяет Наталья Владимировна.
Наш доктор собирается на дом к очередному пациенту, прихватив с собой «тревожный чемоданчик», в который аккуратно уложено все, что может потребоваться для оказания первой помощи. Пойдет пешком: личный автомобиль, на котором она ежедневно добирается до села из города, где живет, останется под окном ФАПа. Этот автомобиль под окном — своеобразный сигнал: врач здесь, готов принять; если что — звоните, номер ее телефона есть, пожалуй, у каждого жителя села.
— Это очень участливый человек, — рассказывает Л.Кирьянова, — нам с мужем обоим уже за 80, до ФАПа далеко, нам не дойти, так Наталья Владимировна сама приходила к нам и производила забор анализов, сама увезла их в лабораторию, а потом привезла результат и назначила лечение.
И это – главное
— Я — один из самых тяжелых пациентов с COVID у Натальи Владимировны. Я обратился к медику после длительного недомогания, — вспоминает О.Кичигин. — Взяла анализ, а когда диагноз подтвердился, смогла оперативно договориться с вывозом меня на КТ, подготовить документы для госпитализации. А после выписки из больницы она вела меня амбулаторно.
— Как же нам повезло, — продолжает рассказ Т.Пузанова. — Я проходила у фельдшера ежегодный курс лечения и видела, сколько больных приходит с разными жалобами. И всех она принимает, и всем оказывает помощь. Внимательная, грамотная, и нам очень хочется, чтобы все вокруг знали, какие замечательные доктора стоят на страже нашего здоровья.
— А я и вовсе встретила Наталью Владимировну на улице, — добавляет В.Масленникова, — говорю ей: «У меня что-то с кожей на руках, а еще я сильно кашляю…». Фельдшер пригласила меня в ФАП на консультацию и определила диагноз: атипический дерматит от бытовой химии, да еще и в запущенной форме. Назначила лечение. И вот теперь — ни кашля, ни зуда! А я столько времени страдала!
Шуралинцы готовы говорить о ней бесконечно долго: для всех добрых отзывов места на газетной странице не хватит. А Наталья Владимировна лишь разводит руками:
— Как же я могу кому-то отказать? Я в селе всех и каждого восприняла, как родных, решила для себя: это мои дети, я должна сделать для них все, что в моих силах.
И делает, насколько может. И ошибиться иной раз не боится, говорит: все шишки набивают. И каждое буднее утро спешит в свой ФАП, но не торопится его покинуть вечером, после работы. И думается ей, что наконец-то она себя нашла, смогла себя реализовать. А это — главное.
Ольга СЕВРЮГИНА