От вируса, надолго обосновавшегося в нашей жизни, и сегодня следует защищаться
Еще в начале года мы с интересом и ужасом наблюдали за тем, как скоротечно распространяется коронавирус в других странах, а уже весной испытали эти пограничные эмоции на себе. В карантине и изоляции, росте числа заболевших и тестируемых прошли для россиян апрель и май. Лето ненамного улучшило ситуацию: заболевшие ковидом выявляются вновь и вновь, хотя, конечно же, цифры этих данных населением воспринимаются уже по-другому. Чего еще ждать от пандемии? Будет ли вторая волна? Как приспособиться к новым условиям жизни? — вопросы эти, признаться, для невьянцев перестали быть острыми. Мы быстро надели защитные маски и быстро сняли их — сегодня даже в общественных местах не так уж и много людей использует их. Мы просто устали от пандемии: устали бояться вируса, устали и защищаться, видимо. Насколько обоснованно такое поведение и чем оно может грозить нам в будущем? Какова ситуация с коронавирусом в целом на нашей территории? — эти и многие другие вопросы мы адресовали врачу-эпидемиологу Невьянской ЦРБ Н.ГАЗЕТДИНОВУ.
— Наиль Мунавирович, когда именно в жизнь Невьянского городского округа ворвался вирус, название которого ранее было никому неведомо, а сейчас известно абсолютно всем, даже детям?
— Подготовительные мероприятия к его «приему» в системе здравоохранения начались еще зимой. Соответствующие распоряжения, приказы в Невьянскую ЦРБ поступили примерно в это же время, в феврале текущего года. Если же говорить о первых гражданах с подозрениями на вирус, то это март. Именно в этом месяце невьянцы массово начали возвращаться из-за рубежа (что меня, признаться, очень удивило — оказывается, так много наших земляков отдыхало за границей нынешней весной!) и сразу после проведения тестирования попадать под медицинское наблюдение. Весной, замечу, тесты брались в первый-второй день после приезда граждан и на десятый-четырнадцатый. С лета первоначальный тест, который чаще всего был отрицательным (вирус еще не успевал дать о себе знать), отменили.
— Госпитализировали ли всех тех, кто был под подозрением?
— Первое время — да: всех вернувшихся из дальних поездок и заболевших ОРВИ, контактных с ними. Если помните, первыми «поселенцами» нашего инфекционного отделения, обслуживающего население нашего района, Кировграда, Верхнего Тагила и Верх-Нейвинского, были как отдельные граждане, так и целые семьи. И хотя вирус у них так и не проявился, но пробыли они под медицинским наблюдением в отделении положенные две недели. Время спустя, когда вирус все-таки проявился в наших гражданах, госпитализировать стали только обладателей характерных для ОРВИ симптомов. Контактных граждан, не имеющих таких признаков, оставляли дома, на изоляции. В конце мая, летом начались массовые отказы от госпитализации пациентов с подтверж-денным тестом на ковид.
— И много таких отказников в Невьянске?
— С каждым днем все больше и больше. Началось все с работников одного из крупных предприятий Невьянского городского округа: первая партия заболевших была сразу госпитализирована, вторая — почти стопроцентным составом подписала отказ.
— Это плохо или хорошо?
— Это, конечно, плохо: не всегда граждане, переносящие заболевание в легкой степени, ответственно относятся к пребыванию в самоизоляции. Раз хорошо себя чувствуют, считают, что уже не опасны для окружающих. А это не так. Вирус в организме продолжает размножаться и ждать, когда его уничтожат вырабатываемые иммунные клетки. Но пока его не свели на нет, то есть не пришел отрицательный результат теста, он легко передается от человека к человеку, а точнее, от одного до трех и более.
— Выходит, медикам сложнее всего приходится с бессимптомными заболевшими коронавирусом и теми, чье течение болезни протекает в легкой форме?
— Скорее, не медикам, а всем остальным людям, с которыми так или иначе пересекаются такие безрассудные больные, не считающие себя опасными для общества. У врачей и медсестер хотя бы защитные средства под рукой, а обычные граждане маски-то не всегда имеют, не то что бы носят…
— А как же контроль самоизоляции граждан?
— По факту этот вопрос находится на самоконтроле этих самых граждан. Не всякий сосед будет кляузничать на соседа, нарушившего изоляцию. А если и сообщит об этом, то применить что-либо к безответственному больному Невьянская ЦРБ не правомочна. Весной у нас случались такие инциденты, но все, что мы могли сделать, — это позвонить изолированному и пожурить. Сегодня, когда заразившихся стало значительно больше (всех не обзвонишь), остается лишь уповать на их сознательность, понимание того, что могут заразить своих родственников, в том числе пожилых, которые достаточно тяжело переносят заболевание.
— А каким образом у нас выстраивается работа с заболевшими, чье течение болезни оценивается как среднее или тяжелое?
— Пациентов с симптомами тяжелой пневмонии, высокой температурой и другими возможными признаками ковида в Невьянской ЦРБ в основном не госпитализируют. Такие граждане силами сотрудников скорой медицинской помощи сразу госпитализируются в больницы Нижнего Тагила, Верхней Пышмы или Екатеринбурга, где им в обязательном порядке назначают компьютерную томографию (КТ) легких и, исходя из полученных результатов, соответствующее лечение.
— Наиль Мунавирович, не можем не коснуться темы исследований на коронавирусную инфекцию, а потому — почему невьянцы так долго ждут результатов проводимых тестов на ковид?
— Тема больная для всех: и граждан, и медиков. Для начала замечу, что до вспышки вируса на нашей территории — в марте, апреле — такой задержки в проведении исследований не было, результат приходил в течение трех-пяти дней. Увеличение сроков стало происходить в июне, когда ежедневное число отправляемых в лабораторию Нижнего Тагила тестов начало уходить за сто анализов. А ведь возможности оборудования, на котором исследуются тесты на коронавирус, не безграничны. Если на нем можно произвести, например, до пятисот исследований в день, то большее количество и не сделать. А ведь нижнетагильская лаборатория обслуживает, помимо Невьянска, еще около десятка муниципалитетов. Естественным образом поступающие тесты просто ждут своей очереди. Ситуацию неоднократно пытались исправить путем увеличения числа принимающих тесты лабораторий, организуемых при больницах. Но, к сожалению, значительных улучшений не последовало: с ростом числа лабораторий неуклонно росло и число поступающих тестов. В Свердловской области, как вы знаете, июль оказался пиковым в плане выявления заражения инфекцией.
— То есть в ближайшее время не ждать изменений в лучшую сторону?
— Не могу ответить на этот вопрос. От нашего учреждения здравоохранения в этом смысле зависит, в общем-то, очень мало. Соответственно и ускорить процесс исследования тестов мы не можем. К сожалению, этот факт никак не укладывается в головах у некоторых граждан, порой обрывающих наши телефоны, требуя здесь и сейчас предоставить им результаты их тестов.
— Даже так?!!
— Да. Был период, когда жалобы сыпались со всех сторон. Объясняем, рассказываем, что в большинстве городов нашего региона сложилась такая напряженная ситуация, что лабораторий мало, а заражаемых все больше и больше. Но ведь не слышат…
— Наверное, крайне неприятно сталкиваться с непониманием со стороны отдельных граждан. Медики вообще оказались в непростых условиях работы, что называется, на передовой…
— Наше государство предусмотрело соответствующие выплаты, частично компенсирующие напряженный график медиков.
— Специалисты и персонал каких отделений Невьянской ЦРБ получает эти меры поддержки?
— Сотрудники инфекционного отделения, скорой медицинской помощи, а также участковые терапевты и педиатры, которые по факту первые сталкиваются с заболевшими невьянцами.
— Но ведь и в других отделениях врачи и медсестры могут подхватить коронавирус…
— Это не исключено. Но каждый специалист, даже не работающий напрямую с больными ковид, во избежание рисков заражения в первую очередь должен соблюдать меры безопасности, то есть принимать пациентов, оказывать те или иные услуги, обязательно используя средства индивидуальной защиты: защитные маски, перчатки, медицинский халат, головной убор. Это элементарные вещи! Пренебрежительное отношение к ним всегда чревато неприятными последствиями. Именно так получилось в одном из наших отделений: медработники, принявшие в отделении беременную женщину, в итоге оказавшуюся носительницей вируса, не приняли всех мер профилактики. Результат не заставил себя долго ждать — у сотрудниц выявился ковид.
— Сегодня, надеемся, женщины здоровы?
— Да, завершилось все благополучно. Дальнейшее распространение вируса было пресечено. Ни одна пациентка не пострадала.
— Сотрудницы отделения в итоге получили какие-либо выплаты? Все-таки заразились на рабочем месте…
— Безусловно. По умолчанию каждый работник Невьянской ЦРБ, как и работник любого учреждения здравоохранения региона и страны, застрахован на случай заражения ковид-19 на месте работы. Медработникам отделения, которые заразились при оказании медицинской помощи пациенту с ковид, страховка была выплачена в полном объеме.
— А сколько всего сотрудников Невьянской ЦРБ переболело коронавирусом за истекший период?
— Около десяти человек в общей сложности. Это сотрудники скорой помощи, педиатры, ну и работницы акушерского отделения.
— Получается, до сих пор держатся участковые терапевты?!!
— Получается, так. Держатся молодцом. Хотя порой смотреть на них без боли в сердце невозможно — изо дня в день, с выезда на выезд, в полном «обмундировании»… Потому хочется в очередной раз обратиться к нашим гражданам: при посещении общественных мест и объектов используйте защитные маски; тщательно мойте руки по возвращении домой. Расслабляться рано, мы все еще находимся в цепких остриях коронавируса.
— Наиль Мунавирович, но ведь в большинстве своем народ уже снял маски!
— Очень печально! Не призываю носить их на улице, но в магазинах, учреждениях, организациях, в любых закрытых помещениях, где ежедневно проходят десятки людей, медицинские маски могут обезопасить вас от заражения. Необходимо понимать еще и то, что при любой инфекции значение имеет доза полученного вируса: от незначительной человек может даже не заболеть или заболеть, но перенести болезнь в легкой форме, от дозы посущественней моментально разовьется пневмония. Так вот маска, кроме прямой защитной функции, в этом смысле является еще и регулятором получаемой дозы: даже при возможности заражения большую часть вируса она способна задержать на себе, допустив в организм человека незначительное количество инфекции. Так что, даже если мы сегодня начали относиться к коронавирусу как к чему-то обыденному и привычному (и это правильно, инфекция, скорее всего, останется с нами на долгие годы), это не значит, что не нужно защищаться от него. А маска, позволю себе напомнить, защищает не только от ковида, но и от гриппа, ОРВИ и некоторых других вирусов, сезон распространения которых не за горами. Помните это. Берегите себя и своих близких, будьте здоровы!
Наталья ПАВЛОВА
Фото автора