Всё. Каникулы. Пожалуй, еще никогда их с таким нетерпением не ждали, даже не дети, а родители: наконец-то позади остались семь недель дистанционного обучения. О нем в эти дни не говорил разве что ленивый, и мало кто поначалу верил, что в новом формате дети смогут проучиться до конца учебного года. А вот, поди-ка ж, смогли! И отметки получили, и год завершили, а девятиклассники на днях еще и аттестаты об общем образовании получат. Так что первый блин сняли. Другое дело, насколько комковатым он получился. Итоги дистанционного обучения мы попытались подвести с заместителем начальника управления образования Невьянского городского округа С.БОГДАНОВОЙ.
Нету интернету
Первые разговоры о дистанционном обучении пошли еще в конце третьей четверти. В последних числах марта и вовсе стало понятно, что четвертую четверть школьники начнут на дистанте. А потому уже в каникулы и первую неделю новой четверти (с 30 марта по 5 апреля), которая была объявлена неучебной и нерабочей, Управление образования и школы вели работу по техническому оснащению педагогов и учащихся, не имеющих средств для выхода в интернет.
— Светлана Геннадьевна, как велась работа по техническому оснащению нуждающихся в нем?
— Уже в марте школы запросили потребности у родителей на обеспечение школьников средствами для дистанционного обучения, были составлены соответствующие списки. Затем всем нуждающимся семьям, заявившим о такой необходимости, были выданы планшеты, нетбуки или ноутбуки для дистанционного обучения. Также были приобретены SIM-карты (сотовая связь «Мотив») для доступа в интернет.
— Потребность была большой?
— Отнюдь. Семьям учащихся было выдано порядка 60 единиц техники и столько же, соответственно, SIM-карт.
— Кто больше нуждался в средствах для дистанционного обучения: городские или сельские семьи?
— Технические средства получили порядка 45 человек в городе и почти полтора десятка на селе.
— Была ли потребность в технике у учителей?
— В меньшей мере, чем у учеников, но была: 18 городским и сельским педагогам были выданы ноутбуки или организованы рабочие места в образовательных учреждениях. В основном в технике нуждались сельские учителя. При этом добавлю, что все вопросы по обеспечению и учителей, и учеников техническими средствами наш округ решал собственными силами, не получая никаких дополнительных средств.
Есть контакт? Нет контакта…
И грянуло 6 апреля… И взорвались родительские группы в социальных сетях и мессенджерах: «Где задание на сегодня? Мы не можем выйти на сайт! У нас все висит!». Действительно, «висело» практически всё — образовательные платформы просто не могли справиться с той нагрузкой, которая обрушилась на них в первый учебный день.
— Как организовывали дистанционное обучение невьянские школы?
— Каждая школа пользовалась своими ресурсами. Конечно, всем образовательным учреждениям профильным Министерством были даны соответствующие рекомендации, но каждая по-своему настраивала и организовывала образовательный процесс в дистанционном формате. К тому же, во многих школах уже были платформы для ведения дистанта, ведь у нас есть ученики, которые по состоянию здоровья находятся на домашнем обучении, в том числе и на дистанционном. Поэтому кое-какой опыт и возможности у школ имелись и ранее. Добавлю также, что уже несколько лет школы активно работают с электронными дневниками. И дистанционное обучение тоже шло на базе электронных дневников. Были и другие варианты — в социальных сетях создавались группы, в мессенджерах, например, WhatsApp. Учителя, администрация школ шли на любые формы, удобные для родителей и учеников.
— Судя по всему, испытанием и для родителей, и для учеников, и для педагогов стали первые недели дистанционного обучения…
— Я бы сказала, не недели, а дни. Да, были трудности с интернетом, с образовательными платформами, были сбои, в том числе организационного характера, но все очень быстро урегулировалось и вошло в рабочее русло.
Дайте жалобную книгу!
Но понервничать пришлось, пожалуй, всем. Особенно родителям, которых выбил из колеи сам формат учебы. Смущали объемы задаваемых заданий, время (6-9 часов в день), которое дети проводили за учебой, и то, что теперь самим приходится так много уделять времени контролю за детьми и даже выполнению заданий вместе с ними, ведь учащиеся начальной школы в большинстве своем даже не могли самостоятельно войти в интернет, не то что выполнить задания, которые тоже сначала нужно было найти на той или иной образовательной платформе. Тогда социальные сети просто кипели роликами со всех просторов необъятной России, в которых родители, да и дети по всей матушке ругали новый формат образования…
— Много было жалоб от родителей?
— Как посмотреть… Конечно, были. И в руководство школ, в Управление образования, и даже в Министерство образования Свердловской области…
— На что жаловались?
— На слабый интернет, на организацию обучения и большой объем заданий. Родителей понять можно: многие из них продолжали работать, а вечером, после работы, им приходилось не просто делать с ребенком (особенно — если он ученик начальной школы) домашнее задание, но и изучать тему классной работы. Да, казалось, что задают много. Но! Это ведь были не только домашние задания, но и полноценный урок, работа в классе! Родители учащихся среднего звена жаловались, что те проводят за уроками по 5-7 часов в день. Но ведь при обычном формате обучения школьники находятся в школе 6-7 часов, а затем еще выполняют домашнее задание…
— Какие трудности, на ваш взгляд, были у учеников?
— Не все дети готовы заниматься самостоятельно, а дистанционное обучение предполагает большой объем самостоятельной работы. Некоторые не понимают объясняемый материал без личного контакта с учителем. Одно дело — задать вопрос непосредственно на уроке, во время объяснения материала, другое дело — исправлять ошибки в уже неправильно выполненном задании. На мой взгляд, не хватало личного контакта.
— А какие трудности были у педагогов?
— Те же, о которых мы только что говорили: отсутствие личного контакта. Учитель на уроке видит, понимают его дети или нет, насколько понимают тему… При дистанционном обучении педагог не имеет прямой связи с детьми: он получит обратную связь, лишь когда увидит их домашние работы. У кого-то это произойдет через 20 минут после занятия, а кто-то вышлет задания поздно вечером…Трудно было не только родителям и школьникам. Очень трудно было и учителям…
— Мне кажется их рабочий день затягивался до позднего вечера…
— До поздней ночи иногда. Но повторюсь: все учителя, все классные руководители шли навстречу родителям и школьникам.
— Вообще сложно представить, как проверять, например, упражнение по русскому языку, сфотографированное на телефон и присланное учителю в WhatsApp или на электронную почту…
— Всем было очень сложно, но все справились. Поэтому спасибо всем педагогам за их работу и большое спасибо родителям за понимание, за терпение… У нас ведь в формате дистанционного обучения работали не только школы, но и учреждения дополнительного образования, дошкольные учреждения. Правда, их дистанционные занятия носили рекомендательный характер: воспитатели высылали родителям задания для дошколят так же, в соцсетях или на сайте своего учреждения. Кроме того, в онлайн-формате прошло очень много конкурсов, акций, активными участниками которых стали воспитанники наших дошкольных образовательных учреждений.
— Все чаще в последнее время муссируются слухи том, что школа со временем полностью перейдет на дистанционное обучение. Готовы ли мы к этому?
— Технически, возможно, и готовы: сделаем выводы из этих семи недель, будут разработаны соответствующие образовательные программы… Но эмоционально к дистанционному обучению не готовы ни дети, ни родители, ни учителя! Чем можно заменить живое общение учителя и учеников на уроке?! О какой социализации детей может идти речь, если каждый сидит дома, один на один с компьютером, не видя никого, не общаясь с другими учащимися?!
— Да уж, очень хочется, чтобы школа осталась школой. А школьные годы — такими, как поется в старой песне: чудесными, «с книгою, с дружбою, с песнею»…
Ольга СЕВРЮГИНА
Фото из интернета