С самого утра в мастерской местной умелицы Марины СЕРГЕЕВОЙ кипит работа: создаются модели для будущих фарфоровых изделий, в печи обжигаются полуфабрикаты, в руках мастерицы колокольчики, пасхальные яйца, копилочки и другие сувениры обретают причудливые узоры. Некоторое время спустя большая часть этой уникальной продукции станет украшением интерьера домов свердловчан, россиян и даже жителей зарубежных стран. Пока же в скромной по размерам мастерской совершается настоящее таинство — таинство рождения фарфора.
С глиной, фарфором и прочими материалами добрые отношения в семье Сергеевых сложились очень давно. Еще девчонкой Марина с подругами частенько гуляли в районе кирпичного завода, где всегда была с избытком глина — мяли, лепили из нее фигурки, играли. Мама нашей героини — Любовь Викторовна — относилась к этому исключительно положительно, порой и сама бралась за лепкий материал, из интереса превращая кусочек глины в какую-нибудь незатейливую поделку.
С годами детское увлечение Марины практически сошло на нет. Ее дальнейшая жизнь складывалась в ином направлении: девушка получила средне-специальное, а потом и высшее техническое образование, устроилась на работу по полученной специальности в мас-терские архитектурной академии Екатеринбурга. Казалось, ничто не пророчило ей возвращения к творческому увлечению юности… Ан-нет! Именно в архитектурной академии произошел некий возврат. Возврат к делу всей жизни Марины.
— Несколько лет назад, когда я работала в архитектурной академии, руководство вуза инициировало процесс воссоздания керамичес-ких и фарфоровых иконостасов по старинным образцам, — рассказывает Марина Владимировна. — Я оказалась задействована в это, но исключительно в качестве технического специалиста. Правда, со временем настолько втянулась в творческий процесс, что, тщательно изучив дисциплины, связанные с созданием фарфора и фарфоровых изделий, с удовольствием переквалифицировалась. И последующие двадцать лет, вплоть до 2010 года, работала мастером по фарфору.
В мастерских архитектурной академии Марина Сергеева наработала бесценный опыт по работе с фарфором. Он годы спустя дал возможность реализоваться молодой женщине как свободной художнице: в 2010 году она обустроила собственную мастерскую, в которой, по сути, и начала свое дело.
— Первое время было довольно сложно, — вспоминает мастерица, — с клиентами проблем не было (мою работу в то время уже хорошо знали в Екатеринбурге, области и за ее пределами), а вот материалов, инструментов, оборудования не хватало — на их приобретение требовались серьезные средства. Со временем, конечно же, все появилось, и частная мастерская, занявшая два этажа семейного гаража, заработала в полную мощность…
Первым фарфоровым «ребенком» в домашней мастерской Марины стал сувенирный колокольчик. Сначала было заказано десять штук, потом двадцать, и так — по нарастающей. В скором времени компанию колокольчикам составили фарфоровые пасхальные яйца на подставке, сувенирные тарелки, солонки, матрешки-перечницы и так далее. Главным катализатором увеличения ассортимента изделий неизменно становилась фантазия Марины: все, что производило на нее впечатление, легко оказывалось новой фарфоровой миниатюрой. Новую жизнь таким образом обретали копилки в форме животных, кувшины, чашки и чайники. Помощницей во всех этих начинаниях всегда была и остается мама Любовь Викторовна, работающая в мастерской наравне с дочерью.
— Она у меня главный отливщик, — добавляет Марина Владимировна, — только она знает, какой консистенции должен быть шликер (жидкий фарфор, состоящий из белой глины, коалина, кварцевого песка и других веществ, перемолотых в порошок и смешанных с водой), не дающий трещин; только она выдерживает заливку в гипсовой форме необходимое количество времени, и та достигает нужной толщины; только она всегда поможет и с обжигом изделий, и с их глазуровкой легкоплавким стеклом (фритой), и с советом на любую тему. Бесценный сотрудник она для меня и в вопросах проведения детских экскурсий, которыми мы занимаемся на протяжении нескольких лет.
Экскурсии, в ходе которых взрослые и дети знакомятся с искусством создания фарфора, лепкой, росписью и деколированием изделий (нанесение рисунка на фарфор с использованием специализированных трафаретов), оказались довольно востребованными среди подрастающего поколения. Правда, пока преимущественно среди детей Екатеринбурга и Нижнего Тагила, активно пользующихся услугами турагентств, — они гораздо чаще становятся участниками необычайно увлекательного экскурсионного путешествия в мир фарфора. Юные жители Невьянска тоже иногда наведываются в мастерскую Марины Сергеевой, но не так часто, возможно, в силу того, что немногие из нас знают, что есть такой удивительный человек — фарфоровых дел мастерица.
Некоторая безызвестность (хотя с этим можно поспорить!) никоим образом не сказывается на творческом процессе: Марина с прежним энтузиазмом и увлечением продолжает создавать фарфоровые миниатюры. Вместе с мамой работают на заказ, при этом не забывая экспериментировать. С результатами творческих экспериментов можно познакомиться в вышеупомянутом киоске НГИАМ, а также на общегородских мероприятиях: практически на каждой ярмарке продукция наших умелиц широко представлена и пользуется хорошим спросом.
Следует добавить, что отличным спросом пользуется фарфор Сергеевых и на областных, и даже всероссийских выставках — изделия всегда достойнейшим образом представляют мастерство умельцев Невьянского городского округа и регулярно удостаивается дипломов победителей. Так, нынешней весной фарфоровые изделия Марины Сергеевой вновь заслужили признание на федеральном уровне: наша умелица стала лауреатом третьей степени в номинации «Декоративно-прикладное творчество» Всероссийского творческого состязания «Без границ» (г.Москва). Да, это не первое и наверняка не последнее весомое достижение, которое, несомненно, придаст дополнительных сил. Не потому ли фарфоровых дел мастерица продолжает заниматься своим делом, радуя творчеством окружающих и неизменно украшая мир вокруг себя?!.
Наталья ПАВЛОВА
Фото автора