17 февраля 2020 года в здании МО МВД России «Невьянский» прошла пресс-конференция, которую провели начальник отдела полковник полиции С.Горбунов и начальник штаба подполковник полиции К.Полковников.
Тема – кибермошенничество. Компьютеры и интернет прочно вошли в жизнь россиян. А вместе с ними стали появляться и новые виды преступлений, так называемые «удаленные».
◆ К примеру, 8.07.2019 г., около 18 час. 30 мин., на телефон гражданина 1951 года рождения из пос.Цементного позвонила женщина, представилась работником банка и пояснила, что ему начислены бонусы за создание вклада в банке, и попросила продиктовать код CVV на карте для перечисления ему на карту бонусов, после чего он продиктовал ей пришедший на телефон пароль. 10.07.2019 г., около 10 час., в помещении банка данный гражданин обнаружил, что у него с расчетного счета снято 59 189 рублей 10 копеек. Возбуждено уголовное дело.
◆ 15.11.2019 г., в 18:02 час., жителю г. Невьянска на мобильный телефон позвонили с телефона +74951997589, зарегистрирован в г.Москве, оператор АО «КантриКом», говорила женщина, которая представилась Смирновой Юлией Андреевной, работником банка «Тинькофф». Смирнова спросила у заявителя, действительно ли он проживает по указанному адресу, на что он ответил утвердительно. Смирнова сказала ему, что с его карты их банка совершена покупка на 45 000 рублей. При этом она назвала номер этой карты и срок действия. Она сказала, что банку данная операция показалась подозрительной. Заявитель сказал, что его карта лежит дома и никаких покупок он не совершал. После этого Смирнова сказала, что данные 45 000 рублей еще не списаны с его счёта и находятся в «подвисшем» состоянии; для того, чтобы операцию отменить, она отправит ему четырехзначный код, который он должен будет назвать роботу-автомату, добавив слово «отмена». Через какое-то время ему на телефон пришло СМС-сообщение от абонента «TINKOFF» с кодом. Данное сообщение он посмотрел, не прекращая вызов с Смирновой. Когда он сказал ей, что код пришел, та объяснила, что переведет телефон в тональный режим, и он услышит музыку, по окончании которой он должен будет назвать код и произнести слово «отмена», что он и сделал. Когда заявитель назвал код, то разговор со Смирновой снова возобновился. Смирнова сказала, что теперь все будет в порядке и деньги вернутся ему на счёт в течение часа, после чего отключила телефон. Через несколько минут Смирнова вновь позвонила, пояснив, что деньги скоро вернутся на его счет. Больше он с ней не разговаривал. Ему действительно пришло еще одно сообщение от банка о том, что с его карты произведена покупка на сумму 45 000 рублей, хотя никакой покупки он, с его слов, не совершал. 17.11.2019 года мужчина пошёл в магазин и расплатился этой картой, ему пришло уведомление, что на его счете осталось только 10 000 рублей, хотя должно было остаться 55 000 рублей, после чего он понял, что деньги 45 000 рублей действительно были списаны и обратно не вернулись. После этого заявитель позвонил в банк по телефону, указанному на карте, где рассказал о случившемся. Работники банка подтвердили ему, что он стал жертвой мошенников и заблокировали его карту, пообещав направить выписку по данной операции ему заказным письмом. Возбуждено уголовное дело.
◆ 17.01.2020 года, в 19:45, обратилась гражданка 1957 года рождения — жительница Невьянска, которая сообщила о том, что 21.12.2019 года, около 16.00, неизвестный путем обмана завладел деньгами в сумме 28000 рублей. В ходе опроса было установлено что, 21.12.2019 года на сайте авито.ру она выложила информацию о продаже гаража. В этот же день, около 16 час., ей на телефон позвонил неизвестный и сказал что, хочет приобрести гараж и готов перечислить аванс в сумме 28000 рублей. В ходе разговора гражданка подошла к банкомату и со своего счета сняла 28000 рублей и положила их на номер телефона; возбуждено уголовное дело.
◆ 21.08.2019 года на сайте «Одноклассники» житель г.Невьянска нашел рекламу о продаже сотового телефона; он оставил заявку на сайте, где указал свои персональные данные, а также адрес, куда доставить товар посредством почтового отправления. 06.09.2019 года, находясь в почтовом отделении, гражданин совершил денежный перевод в сумме 3490 рублей за получение товара в адрес неустановленного лица. Получив посылку, заявитель обнаружил там смятые листы бумаги; возбуждено уголовное дело.
◆ 26.11.2019, в 16.00, на мобильный телефон пенсионерки из пос. Верх-Нейвинского позвонила неизвестная женщина, которая представилась сотрудником банка, с абонентского номера +900900.. Данная женщина пояснила, что с кредитной карты с денежным лимитом 100000 рублей была попытка снятия денежных средств в сумме 3000 рублей, и во избежание факта мошенничества действие её карты временно приостановлено до тех пор, пока она не сделает «двойную» страховку карты. После чего она переключает заявителя на персонального менеджера. Разговор заявителя продолжился с неизвестным ей мужчиной, который представился персональным менеджером банка. Он пояснил, что для «двойного» страхования ей нужно перевести денежные средства с карты на счет, который он ей продиктует, к тому же следует перечислить денежные средства в два приема: первый перевод — в сумме 80 000 рублей, чтобы открыть первый «коридор»; второй перевод — в сумме 14 000 рублей, чтобы открыть второй «коридор». Также мужчина пояснил, что деньги, которые перечислит гражданка в сумме 80 000 рублей, вернутся ей обратно на карту, если она сделает страховку. После чего заявительница при помощи приложения, которое установлено на её мобильном телефоне, перевела на счет, который продиктовал ей неизвестный мужчина, денежные средства в сумме 80 000 рублей. Примерно через четыре минуты ей снова позвонил этот же мужчина (его она узнала по голосу), пояснил, что первый «коридор» пройден успешно, деньги получены. Затем он пояснил, что для подтверждения страховки ей нужно на этот же счет перечислить еще 14 000 рублей, и после перевода он ей перезвонит для того, чтобы подтвердить возврат денежных средств; она аналогичным способом перечислила на тот же самый счет 14 000 рублей. После этого ей уже никто не звонил. Примерно через 15 минут она позвонила в банк на номер 900 и объяснила произошедшую с ней ситуацию, на что ей ответили, что сотрудники банка ей не звонили и что она стала жертвой мошенников. Гражданке причинен ущерб в сумме 98 000 рублей. Установлено, что звонок с абонентского номера +900900 поступил из Турции, возбуждено уголовное дело.
И таких преступлений зарегистрировано 23. Все они трудно раскрываемы.
Начальник МО МВД России «Невьянский» С.Горбунов: Золотое правило: сотрудники банка, службы безопасности банка никогда не спрашивают личных данных вкладчика, а тем более — данных его счетов или карт, так что, как только с вами заговорили об этом, ПОМНИТЕ! ЭТО ПРЕСТУПНИКИ! ПРЕАТИТЕ РАЗГОВОР! НИКОГДА НЕ ПРОХОДИТЕ НИ ПО КАКИМ ССЫЛКАМ, ПРИШЕДШИМ ВАМ В СООБЩЕНИЯХ НА ТЕЛЕФОН ИЛИ ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ОТ НЕЗНАКОМЫХ ВАМ АБОНЕНТОВ ИЛИ НОМЕРОВ – ЭТО ТО ЖЕ МОГУТ БЫТЬ ПРЕСТУПНИКИ! НЕ ДЕЛАЙТЕ НЕОБДУМАННЫХ ПОКУПОК ПО ИНТЕРНЕТУ – ВАС МОГУТ ОБМАНУТЬ!
Начальник штаба МО МВД России «Невьянский» К.Полковников: Если вы все же стали жертвой преступников, ТО СХОДИТЕ В ОТДЕЛЕНИЕ БАНКА И ВОЗЬМИТЕ СПРАВКУ ДВИЖЕНИЯ СРЕДСТВ СО СЧЕТА, У ВАС ЭТО ЗАЙМЕТ НЕМНОГО ВРЕМЕНИ. СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ МОГУТ ПОЛУЧИТЬ ЭТИ СВЕДЕНИЯ, ТОЛЬКО ПО РЕШЕНИЮ СУДА. ЕСЛИ ВЫ ЗАПОДОЗРИЛИ ЧТО-ТО НЕЛАДНОЕ ВО ВРЕМЯ ДЕНЕЖНОЙ ОПЕРАЦИИ, СРОЧНО ПОЗВОНИТЕ НА ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ БАНКА (ОН ЗАПИСАН НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ КАРТЫ) И ЗАБЛОКИРУЙТЕ ЕЕ. Потом просто зайдете в офис банка с паспортом и разблокируете карту. Уж лучше потерять немного времени, чем потерять денежные средства.
Олег ЛОБАНОВ