Со статусом ВИЧ 35-летняя Екатерина живет десять лет. За эти годы — с момента, когда пришел первый сомнительный анализ, до настоящих дней — молодая женщина пережила самые разные периоды: и упаднического характера с полным отсутствием жизненных сил, и достаточно позитивного настроя, когда жизнь по-настоящему радовала замечательными событиями…
Жизнь Екатерины десять лет назад ничем не отличалась от жизни любой девушки: счастливая, наполненная радостью, мечтами. Последующее замужество, долгожданная беременность только украсили ее.
Конец всем радужным настроениям наступил с известием: Екатерина ВИЧ-положительна. Опасный вирус обнаружился при стандартном исследовании будущей мамы в женской консультации.
— Мне казалось, что уже завтра я умру, — вспоминает Екатерина, — а если не завтра, то сразу после родов, и вместе с малышом. Чего только мне в голову тогда не приходило… Каждая мысль была чернее тучи. Без поддержки мужа я бы, конечно, не справилась.
От мужа молодая женщина таить ничего не стала, и он не отвернулся, наоборот, всячески поддерживал ее, сопровождал на все необходимые в таких случаях процедуры. Медики к тому времени успели переубедить Екатерину в том, что жизнь на этом диагнозе не останавливается, и даже ребенка ей удастся родить здорового. Не верила, во всем сомневалась, плакала ночи напролет. Окончательную точку в ее метаниях поставил врач одной из Нижнетагильских больниц, который, увидев в глазах Екатерины неверие, заявил ей: «У вас будет здоровый ребенок. Радуйтесь, чего нюни развели?! С ВИЧ люди живут абсолютно полноценной жизнью. Посмотрите хотя бы на диабетиков: им даже радость материнства не дано испытать…».
Здоровый ребенок в утробе ВИЧ-положительной мамы возможен лишь при условии непрекращающейся антиретровирусной терапии. Уверовавшая, наконец, в благополучный исход Екатерина доверилась врачам, успокоилась, настроилась на хорошее. Ей повезло в том, что окружали ее люди любящие, понимающие. Это и мама, проплакавшая месяц после известия, и муж, лишь однажды задавший жене вопрос и тот в шутливой форме – мол, с кем из одного шприца кололась…
— Причина моего заражения мне неизвестна до сих пор, — говорит Катя, — мужу, у которого вирус не был обнаружен, не изменяла, в тату-салоны не ходила. Да и не важен мне сегодня ответ на этот вопрос: от того, что узнаю правду, я не излечусь…
Окруженная заботящимися о ней людьми, Екатерина тоже начала проявлять заботу – специфическую: завела отдельную посуду для себя, сводила к минимуму контакты с домочадцами. Это сегодня мы прекрасно понимаем, что бытовым путем вирус не передается, но тогда хотелось сделать все, как говорится, на всякий случай.
Роды прошли хорошо. Родившийся малыш до полутора лет находился под присмотром врачей. Вирус не проявился. Сегодня мальчик абсолютно здоров. Прекрасно чувствует себя и мама, так как регулярно принимает антиретровирусные препараты.
— Первые года приема медикаментов таблеток было семь — их я пила утром и вечером, в одно и то же время. Знаете, это совсем не просто. Были моменты, когда хотелось бросить все к чертям. Но врачи знают, как поддержать, какие слова сказать, как убедить тебя в том, что без лечения протянешь недолго. Успокаивалась, брала себя в руки. К счастью, пару лет назад показатели моего состояния и новые «изыски» в области медицины позволили снизить количество таблеток. Сегодня я принимаю по две штуки утром и вечером. И делать это буду всю жизнь. Нужно просто принять это.
Екатерина права: только регулярный прием медикаментов может обеспечить полноценную жизнь ВИЧ-положительных граждан. Прекращение приема, отказ от него неизбежно приведет к необратимым процессам: ничем не сдерживаемый вирус сводит на нет защитные функции организма, и человек, уже не способный бороться с болезнями, попросту умирает от них.
Надо отдать должное Екатерине – она сумела не просто смириться со своим диагнозом, но и жить с ним, причем жить счастливо. Через пять лет после того, как она узнала свой ВИЧ-статус, родила еще одного ребенка. Абсолютно здорового. Решиться на такой шаг позволили и знания, которыми Екатерина поневоле стала обладать, и невысокая вирусная нагрузка, с которой зараженная женщина может зачать, выносить и родить здоровое дитя. А еще Катя научилась воспринимать свой статус не как приговор, а как хроническое заболевание. Правда, жить в социуме преимущественно со стереотипным мышлением тяжело, особенно в маленьких городах. Но сила воли, сила характера Екатерины и в этом смысле сделали свое дело.
— О моем заболевании знают немногие. И лишь единицы из них отстранились от меня; большинство людей, обладающих современными знаниями в области ВИЧ, по-прежнему дружны со мной. Потому что они прекрасно понимают, что никакой опасности я не представляю. Сегодня, к тому же, благодаря антиретровирусной терапии, моя вирусная нагрузка близится к нулю. Это значит, что я не способна (даже если очень захочу, что в принципе невозможно) кого-либо заразить.
Ранний подход
В соответствии с мировыми руководствами по лечению ВИЧ-инфекции в Свердловской области начинается кампания по раннему лечению ВИЧ-позитивных пациентов. Раньше считалось, что людям с ВИЧ-инфекцией годами стоит наблюдаться у врача-инфекциониста и ждать ухудшения состояния иммунной системы. Современные данные говорят о том, что начало лечения не нуждается в отсрочке. После постановки на учет с диагнозом ВИЧ-инфекция каждый житель Свердловской области сможет получать бесплатные и безопасные препараты для лечения ВИЧ пожизненно.
«Кампания по раннему началу лечения ВИЧ представляет собой реальный скачок для Свердловского здравоохранения. Сейчас в Свердловской области получают лечение более 32000 человек. В этом году мы планируем дополнительно назначить терапию 5000 пациентов. Назначение лечения всем новым пациентам и тем, кто еще не начал его, даст новый импульс для спада эпидемии ВИЧ-инфекции в Свердловской области» - комментирует уникальное нововведение главный врач Областного центра СПИД Анжелика Подымова.
Рекомендации о назначении лечения всем пациентам, живущим с ВИЧ, основаны на данных, свидетельствующих о том, что раннее начало лечения безопасными и простыми для использования лекарственными препаратами может способствовать поддержанию здоровья пациентов на неопределённо длительное время, а также уменьшению количества вируса в биологических жидкостях организма, что снижает риск передачи инфекции другим людям.
Подготовила Наталья ПАВЛОВА