Почти 50 лет назад в Невьянске образовался вокально-инструментальный ансамбль «Лель», всего лишь за два-три годы добившийся невероятного успеха не только в Невьянском районе и близлежащих населенных пунктах, но и во всей Свердловской области и даже в разных уголках нашей страны. Сегодня остается только удивляться тому, как тогда нескольким жителям уральской глубинки удалось добиться такой популярности, снискать такую славу и безмерную любовь публики. Предлагаем вам, уважаемые читатели, погрузиться в историю создания и становления славного «Леля». Тем, кто был поклонником ВИА, вспомнить о нем; кто не знает ничего об этой группе (таких, вероятнее всего, немало), — узнать о ней, проникнуться и восхититься ею...
В основу страницы положен материал, который написал солист группы В.Мешавкин специально для встречи с невьянским обществом краеведов «Наследие», которая состоялась в конце зимы 2018 г. в библиотеке имени П.П.Бажова.
__________________________________
Из энциклопедии
Вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) как отдельное явление советской музыкальной культуры просуществовали в общей сложности чуть более 20 лет. В период 1960-х - начала 1980-х годов они были чрезвычайно популярны, особенно у молодёжи.
Термин «ВИА» в советское время был синонимом термина «музыкальная группа».
_______________________________________
Как зарождалась «Лель»
Группа «Лель» из Невьянска стала лучшим творческим коллективом, заткнув за пояс более солидные города: Нижний Тагил, Каменск-Уральский и даже сам Свердловск.
Как все начиналось? Откуда это всё появилось? Как в провинциальном городе практически из ничего, на пустом месте, без помощи телевидения, при отсутствии какой-либо информации, музыкальных инструментов и соответствующей аппаратуры. Появилось ЧТО-ТО, перешедшее в скором времени во что-то более мощное и профессиональное, что позволило прославить свой небольшой старинный уральский город по всей Свердловской области. Как это происходило и каким оно было? Постараюсь рассказать.
Как все, учились в школе. В классе восьмом или девятом трое друзей-одноклассников (Володя Гафаров, Слава Корольков и я, Володя Мешавкин) стали музицировать дома. К 15 годам, как раз на момент нашего командного музицирования, я владел баяном даже очень неплохо, свободно играл в стиле джазовых аккордеонистов-импровизаторов. Слава Корольков хорошо играл на гитаре и пел. Володя
Гафаров равноценно владел и баяном, и гитарой. Вот такое трио образовалось.
Это увлечение перенесли в школу. Классе в 9-м или 10-м Володя Якименко из параллельного класса, виртуозно разбиравшийся в радио, сделал нам усилители.
Время летело быстро. Летом 1967 года была окончена школа и получены аттестаты. Наше трио распалось: Слава Корольков поступил в УПИ и уехал на учебу в Свердловск.
Мы с Володей Гафаровым стали заниматься в ДК машиностроителей, где для занятий нам выделили комнату.
Гитары сделали сами, проведя пару недель в столярке. Радиоинженер Дворца Аркадий Яковлевич Катырев, потрясающий специалист, взял нас под своё крыло.
Во Дворце культуры был джаз-оркестр, но на тот момент он почему-то не функционировал. Из этого коллектива в свой пригласили барабанщика Бориса Гуляева. Но тут опять вмешались жизненные ситуации: из группы ушел Володя Гафаров. На освободившееся место гитариста пригласили Толю Колеватова. Он привёл пианиста Володю Галенчика (впоследствии клавиши, электроорган). Но тут же Толя сам ушел по семейным обстоятельствам. Случайно познакомились с Сергеем Тулуповым, который стал играть в группе на бас-гитаре. Он был моложе нас на три года и абсолютно музыкальным человеком, «золотые уши» (я и сейчас с ним советуюсь). И всё завертелось.
Весь материал читайте в №45 от 7 ноября на 6-7 стр.