16 февраля Общественное молодежное объединение «Казачий Спас» организовало II форум казачьей молодежи в деревне Нижние Таволги.
Место встречи выбрано не случайно: в 2017г. казаки и казачата из Хутора «Невьянский» организовали историческую реконструкцию, оживив историю того, как отряд из войска Ермака, по преданиям местных жителей, принял бой с отрядом войска Кучума из местечка, где теперь д.Мурзинка (ниже по течению р.Нейвы). Место, где проходили эти события, расположено между деревнями Н.Таволги и Сербишино, а высокий скалистый берег назван в местных преданиях Скалой Ермака.
Общеизвестно, что путь Ермака в Сибирь начался в 1581г. по рекам Чусовой, Тагилу, Серебряной, Туре. Продвигаясь в Сибирь, казаки разведывали водные пути, и наверняка одним из таких ответвлений на карте маршрута была река под названием Нейва. Для этого, вероятно, и был послан отряд казаков по этой реке. Так это было или по-другому, должны разобраться казаки–исетцы, которые изучают этот участок пути ермакового войска. Идея провести форум по теме «История подвигов казаков первопроходцев, смысл и цели современного казачества» родилась в 2016 году, а уже осенью в 2017 состоялся первый форум. II Форум казачьей молодежи «У скалы Ермака» вновь прошел на территории Народного промысла «Таволжская керамика». В форуме приняли участие казачья молодежь и 65 учащихся школ г.Новоуральска, Невьянска, Кировграда. Подготовка к нему шла на протяжении года с участием казачьих общин Новоуральска, Верхнего Тагила, Нижнего Тагила, Кировграда, Кушвы. Именно тогда и родилась идея предметного изучения истории казачьего костюма от времен первопроходцев до наших дней. Идея была воплощена. Второй год работает площадка, где мастера создают современные модели в казачьем стиле в соответствии традициями оренбургских, уральских казаков. А у участников есть возможность оценить их работы. Главной идеей этого направления форума явилось желание организаторов преодолеть навязанную аксиому, что казаки - это только потомки когда- то уничтоженной застывшей народной культуры, культуры, представленной в исторической реконструкции, старинных песнях и отчасти в модерновом исполнении. Жизнь и быт современных казаков как от корня должны расти и развиваться. Казачья община, будь то городская или сельская, должна иметь особенные культурные признаки в одежде, в принципах воспитания молодежи, в обрядах, в собственной казачьей кухне. Этим активно занялись мастера из казачьих общин Исетской линии.
Для многих участников форума открытием стало знакомство с проектом «Традиционному промыслу - новое будущее». Проект стал победителем конкурса проектов Фонда Президентских грантов 2018 г. Впервые участникам форума была предоставлена возможность самим изготовить на гончарном круге изделие из знаменитой таволожской глины, узнать об истории и технологиях изготовления традиционных керамических изделий. На протяжении всей истории России, истории освоения Урала и Сибири это умение сделать из куска руды железо и сладить хитроумный механизм, а из глины - бытовую утварь, сложить печь и пережить лютые морозы определяло того, кто будет хозяином огромных пространств, кто даст имена новым землям от Каменного пояса. И справедливо, что история определила на эту роль русский народ, объединивший казачьим пытливым неуемным умом и характером все это огромное пространство от Волги до Камчатки в ВЕЛИКУЮ РОССИЙСКУЮ ИМПЕРИЮ. Тема Ермака и его подвига была представлена на форуме просмотром и обсуждением новой видеоинформации и материалов.
Г.Ермаков
На снимке: авторы казачьей одежды Елена Сураева и Наталья Шалина.