Фото: Защитная маска игре не помеха. / Сергей Куксин
Профессор Валиев: Онкологи внедряют новый протокол лечения детских лейкозов
В 2026 году в клиническую практику России войдет новый протокол лечения острых лейкозов у детей ВFM 2009. Сообщение для узкого круга? Отнюдь! Оно касается и тех, кто лечит, а главное тех, кого лечат. А точнее, детей, которым требуется спасение от тяжелейшего недуга - лейкоза. И знать об этом должны не только врачи и непосредственно причастные. Об этом говорим с заведующим отделением гематологии НИИ детской онкологии и гематологии НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина, главой группы BFM 2009 в России, доктором медицинских наук, профессором Тимуром Валиевым.
Тимур Теймуразович родился 43 года назад в Ульяновске. Окончил Ульяновский медицинский институт. Основное место нынешней службы - всемирно известный онкоцентр имени Блохина. К чему такая информация? Признаюсь, греет душу, что сегодняшний собеседник - мой земляк - волжанин, что трудится в центре великого ученого, великого врача и тоже волжанина, нижегородца Николая Николаевича Блохина. Кстати, и последующий руководитель центра тоже был из Нижнего Новгорода - Николай Николаевич Трапезников. Повезло знать их, беседовать с ними. Корни не имеют значения? Наверное, не имеют, но...
Тимур Теймуразович! Что такое протокол BFM? Существуют ли другие протоколы лечения острого лейкоза у детей?
Тимур Валиев: Протокол - это систематизированный, алгоритмизированный план диагностики и лечения того или иного заболевания. Протокол позволяет добиться наилучших результатов и сделать эти результаты равно доступными для всех пациентов, вне зависимости от того, в какой клинике или у какого врача они лечатся.
В мире, насколько известно, действует множество протоколов лечения острых лейкозов у детей. Почему именно BFM признаны наиболее востребованными?
Тимур Валиев: Не случайно в названии современного протокола ALL-IC BFM приставка IC расшифровывается как intercontinental. То есть эти протоколы применяются на всех континентах. Если позволите, немного истории.
Позволю.
Тимур Валиев: История группы BFM началась в 1970-е годы, когда был разработан так называемый Берлинский протокол. Его целью было систематизировать и унифицировать лечение острого лимфобластного лейкоза. Стало ясно, что лечить по-разному, полагаясь на мнение отдельного врача или традиции конкретной клиники, невозможно. Нужно программное, протокольное лечение, где точно прописано, какой препарат, в какой дозе и когда следует вводить. Позже к Берлину присоединились клиники Франкфурта и Мюнстера. Так возникла группа BFM (Berlin - Frankfurt - Mnster). С тех пор группа постоянно совершенствует протоколы, внедряя новые диагностические и терапевтические подходы.
И...
Тимур Валиев: ...и благодаря этой работе острый лимфобластный лейкоз у детей стал потенциально излечимым заболеванием. Всего за три десятилетия он перешел из категории смертельных в потенциально излечимые болезни. Это стало одним из крупнейших достижений не только детской гематологии, но и всей клинической медицины XX века.
А в нашей стране?
Тимур Валиев: В нашей стране протоколы группы BFM применяются уже также три десятилетия. Сегодня по протоколу BFM 2002, внесенному в клинические рекомендации и одобренному Минздравом Российской Федерации, лечат в 18 онкологических клиниках страны. Это достаточно широкое распространение протокола.