Прекрасное величие лесных просторов сложно переоценить, но они не были бы столь притягательны, если бы не люди, ухаживающие и присматривающие за ними.
Совсем скоро эти самые люди будут праздновать свой профессиональный праздник, в честь которого и состоялась наша беседа с директором ГКУ СО «Невьянское лесничество» Виктором Моховым.
— Виктор Юрьевич, подскажите, какова площадь Невьянского лесничества?
— 230 тысяч гектаров. Это средняя площадь среди соседних регионов.
— Какие основные задачи стоят перед лесничеством и какие из них — самые приоритетные?
— Это контроль за использованием земель лесного фонда. Прежде всего — именно контроль. И самое важное сейчас — чтобы не нарушалось лесное законодательство. Мы контролируем все факты нарушений: это и умышленные поджоги, и незаконная вырубка, и несанкционированные свалки. Сейчас идет постоянный космомониторинг, все это быстро выявляется и направляется в полицию.
— Как решается проблема незаконной вырубки леса?
— Эти факты выявляем во время обходов, получаем из других источников, в течение трех дней подаем заявление в полицию, далее обсчитывается материальный ущерб по количеству вырубленных деревьев. В этом году пока была только одна незаконная рубка.
— А что насчет свалок?
— Они также фиксируются, после чего пишется заявление в полицию с целью выявления нарушителя. Мы приезжаем на место свалки, затем данные отправляем в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, которое ставит все эти свалки на учет, после чего проводится аукцион на их утилизацию. За чей счет? Сколько тратится на это? Данные за минувший год.
— А много их вообще?
— В этом году больших свалок у нас не было. В прошлом — 3 или 4. И это отнюдь не только лесные, но и с бытовыми отходами.
— Из памяти уже не сотрешь лесной пожар в Шайдурихе. Что было сделано для неповторения случившегося?
— Совместно с администрацией были проведены противопожарные мероприятия. Мы обследовали все населенные пункты на территории лесничества, а всего у нас 5 административных округов: Новоуральск, Верх-Нейвинск, Кировград, Верхний Тагил и Невьянск. Со всеми администрациями были проведены патрулирования, рейды, определены наиболее уязвимые места и ряд необходимых мероприятий по противопожарной безопасности с уборкой горючих материалов.
Но есть такой нюанс: у нас, согласно лесному законодательству, сплошная рубка деревьев, примыкающих к населенным пунктам, запрещена, так как они не являются зелеными зонами. Следовательно, где можно было определить возможность вырубки деревьев не на землях лесного фонда, мы определили и вырубили. Также были проведены различные мероприятия, например — создание минерализационных полос у дорог, порядка десяти метров ширины.
Обследование еще не закончено, потому что часть участков находится на землях лесного фонда. Написано письмо в Министерство о том, что данные земли надо вывести из фонда и перевести в земли администрации, чтобы она могла обезопасить данную местность. Непонятно изложено
— Что вы делаете со сгоревшим лесом?
— Мы, лесничество, леса не рубим, у нас нет таких полномочий и функций. Производится обследование после пожара, вызывается лесопатолог, он определяет степень повреждения древесины и назначает сплошную санитарную рубку, выборочную санитарную рубку или обходится без рубки, если лес может восстановиться сам. После этого, если лес находится в аренде, арендатор убирает данную древесину. Если не в аренде, у нас есть специализированное учреждение «Уральская база авиационной охраны лесов», которая производит все лесохозяйственные работы и работы по уходу за лесом. Наша же задача – фиксировать и отрабатывать нарушения.
— Виктор Юрьевич, пополнилась ли материальная база, автопарк? В чём ощущается наибольшая потребность?
— Хватает ли у вас специалистов для выполнения всех задач?
— Специалистов всегда не хватает, у нас всегда нехватка кадров.
— А почему так происходит?
— Это зависит от многих факторов. Во-первых, невысокая заработная плата по сравнению со средней зарплатой по лесничеству. Во-вторых, специфика работы: лесничие на своих участках практически постоянно находятся в лесу. Таких энтузиастов немного. Но основное — это, конечно, заработная плата и жилье. Если приходит молодой специалист, чем его можно заинтересовать? Жильем и зарплатой. Жилым фондом мы не располагаем.
— Остро ли ощущается нехватка кадров?
— Да нет. Всех хватает, на данный момент перераспределяем задачи между специалистами. Но люди нужны всегда. (график с 8 до 17? Или как?)
— Обрисуйте портрет сотрудника Невьянского лесничества. Каким он должен быть, чтобы хорошо выполнять свою работу?
— Как и в любой сфере, не только в лесничестве, главное, чтобы человек был заинтересован в своей работе, добросовестно ее выполнял и прекрасно знал, что он делает. В нашей же сфере главное — любить лес и природу. Средний возраст и стаж работы?
— Будете кого-то поощрять к профессиональному празднику?
— Конечно, будут награждены главный специалист Невьянского лесничества Александр Ширяев, мастер леса Кировградского участкового лесничества Елена Гарипова и мастер леса Левихинского участкового лесничества Николай Шинкарук за многолетний добросовестный труд и большой вклад в сохранение и приумножение лесных богатств нашей области, а также в связи с празднованием Днем работников леса.
Анатолий МИХАЙЛОВ