К участкам, выделенным однократно бесплатно в пользование многодетным семьям, организован подъезд
«Эх, дороги, пыль да туман…» Да, туман, пожалуй, по утрам окутывает эту пока почти безлюдную местность, а вот пыли уже нет: обустройство транспортной инфраструктуры грунтовыми дорогами по улицам Дружбы, Грибной, Еловой в пос.Аять в рамках реализации трех муниципальных контрактов уже завершено.
Прошлым и нынешним летом здесь трудилось до 15 единиц дорожно-строительной техники: рычали экскаваторы, вгрызаясь в скалу, сменяющуюся влажным грунтом; сновали юркие самосвалы, подвозя светлый гранитный щебень из расположенного поблизости карьера в Сагре; урча, ползали громоздкие катки…
— На сегодняшний день обустроено порядка 2,1 км грунтовой дороги шириной шесть метров, — рассказывает заведующий отделом капитального строительства администрации Невьянского муниципального округа Александр Растрепенин, — по обе стороны ее проложены водопропускные канавы, протяженность которых, соответственно, 4.2 км. Также к каждому участку обустроены гравийные заезды, под которые заложены стальные водопропускные трубы.
Общая площадь вновь обустроенных дорог в пос.Аять составила порядка 17,5 тысяч квадратных метров. И дались эти метры нелегкой ценой — дорожное полотно прокладывали практически прямо по лесу, просек не было, поэтому приходилось выполнять работы по спилу деревьев, раскорчёвке пней. Да и грунты здесь оказались нестабильными: где-то устроители дорог попадали на скалу, на гигантские камни-валуны, где-то, напротив, «уходили» в болото, так что велись работы по замещению грунтов — отсыпке топких мест скальником крупной фракции. В отдельных местах выемка грунта и его замещение проводились на глубину до двух метров. На крупный скальник на всем протяжении и ширине дорожного полотна слоями велась отсыпка гранитным щебнем трех различных фракций.
Исполнителем трех контрактов по результатам конкурсных процедур было невьянское предприятие ИП Верхотуркина. А стоимость всех работ за два года составила более 34 млн рублей из бюджета Свердловской области.
Еще одна трудность, с которой столкнулись на начале строительства грунтовых дорог, — старый деревянный мост через реку Черную, ведущий к новым участкам.
— Старые деревянные конструкции ни один самосвал бы не выдержали, — отмечает Александр Анатольевич, — поэтому пришлось установить четыре стальные водопропускные трубы большого диаметра и отсыпать новую проезжую часть. Деревянный мост остался рядом и теперь служит в качестве пешеходной зоны.
Новая грунтовая переправа через реку уже достойно перенесла не только груженые самосвалы, но и отлично справилась с весенним половодьем, подтвердив, что сделана на совесть и на века. Так что теперь без опаски можно заезжать на тяжелой технике при строительстве новых домов.
Надо отметить, что Аять — не первый населенный пункт, в котором нарезаются участки под ИЖС для многодетных семей.
— Данная программа реализуется на нашей территории не один год, — подчеркивает заведующий отделом капстроительства. — Начинали с поселка Середовина, затем были Федьковка и Ребристый, два последних года организовывали дорожную инфраструктуру в Аяти. Надеюсь, что и дальше продолжим такими же темпами при наличии финансирования из областного бюджета, ведь на сегодняшний день сделано примерно две трети от требуемого объема, причем остались, пожалуй, самые сложные участки. Обустройство транспортной инфраструктуры — функционал администрации муниципалитета, поэтому мы в очередной раз готовим новые заявки для получения необходимого финансирования.
При этом Аять — не единственный населенный пункт, в котором к участкам, выделенным однократно бесплатно в пользование многодетным семьям, такую инфраструктуру необходимо обустроить. Своего часа ждут Быньги и Верхние Таволги, Ребристый и Конево, а также другие сельские территории Невьянского муниципального округа. И здесь должны пролечь новые дороги, ведь будут дороги — и дома вырастут на вновь отведенных участках.
Ольга СЕВРЮГИНА