18+
Герб Невьянского городского округа

На кону в переговорах на Аляске стоит не только закат конфликта на Украине, но и арктический раздел

На кону в переговорах на Аляске стоит не только закат конфликта на Украине, но и арктический раздел
13:51 12.08.2025
12654

Валерий Шелковников: Аляска - не случайность, но гениальная метафора. Почему?

Для меня Аляска - не просто штат, где 15 августа должна пройти встреча президентов Владимира Путина и Дональда Трампа. Я пролетел ее вдоль и поперек. Это живой символ исторической связи России и Америки. Всего 85 км, ширина Берингова пролива, отделяют Аляску от Чукотки - ближе, чем Москва от Твери. Эта земля, проданная Александром II за гроши (7,2 млн золотом), ныне стала щитом от чужих ушей. Здесь нет британских шпионов, украинских агентов или европейских "доброжелателей", жаждущих сорвать диалог. Лишь ветер, воющий в горах Денали, да касатки в океанской синеве.

Перелет российского президента займет лишь несколько часов - без риска пролета над враждебными территориями. Базы ПВО России на Камчатке и Аляскинский эшелон NORAD создают "зону абсолютной прозрачности".

Что стоит на кону? Закат конфликта на Украине? Да. Стратегическая стабильность? Да. Но один из самых важных вопросов, как мне кажется, - арктический раздел. Совместная добыча ресурсов на спорных шельфах, а также новые маршруты Севморпути под контролем российских ледоколов.

Как верно подметили аналитики ECFR, Арктика ныне - поле битвы за ресурсы и влияние. Под ее льдами скрыты 30% неразведанного газа и 13% нефти мира.

Какие риски и подводные течения? Европа в ярости: Макрон уже назвал встречу "предательством атлантической солидарности". Сенат США бунтует: республиканцы-глобалисты готовят резолюцию против "сделок с Кремлем". "Путин и Трамп играют в шахматы на ледяной доске. Каждый ход - между доверием и кинжалом за спиной", - пишет The Washington Times.

Здесь нет британских шпионов, украинских агентов или европейских "доброжелателей", жаждущих сорвать диалог

В этом году 35 лет, как СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан. Был подписан Меморандум об открытии новых международных воздушных трасс между СССР и США - через Арктическую зону ответственности Советского Союза (Северный Ледовитый океан), советское воздушное пространство в Юго-Восточную Азию и обратно.

Мне, тогда начальнику Главного управления воздушного движения Министерства гражданской авиации СССР, по поручению правительства СССР, довелось подписать этот исторический документ.

Открытие транссибирского, трансполярного и трансазиатского маршрутов через территорию СССР было "жестом доброй воли" президента Михаила Горбачева. От США документ подписал представитель Федерального авиационного управления (ФАУ) США Макдениел. В 1989 году, когда шла подготовительная работа, мы вместе с американцами изучили вопрос до мелочей. Пролетели по всему Дальнему Востоку - от бухты Провидения до Владивостока. Был установлен контакт и постоянная координация с ИКАО, ИАТА, ФАУ и Всемирным фондом безопасности полетов.

Меморандум положил начало полетам по новым кроссполярным маршрутам. То был огромный шаг в области международных воздушных сообщений. Для этого Россия организовала Магаданский океанический центр, используя современнейшие спутниковые технологии управления воздушным движением ИКАО. Владимир Путин был на открытии центра.

В газетах тогда писали: "Если Россия откроет воздушное пространство - мир будет летать по-новому!". И это стало действительно так.

Помню общее ликующее настроение после подписания. Обсуждали будущую модернизацию Океанической системы УВД, дальнейшее сотрудничество. Огромную роль сыграл Кристиан Айгль, многолетний коллега и друг, директор Европейского и Североатлантического бюро ИКАО, который постоянно координировал начатую важную работу.

К сожалению, события последних лет до неузнаваемости изменили карту пассажирских рейсов в Европу и Азию. Западные авиакомпании терпят жесточайшие убытки от того, что им приходится летать в облет выгоднейших маршрутов через территорию России. Как известно, в качестве ответной меры на запрет европейских государств на выполнение полетов гражданских самолетов из России Росавиация ввела ограничение на выполнение полетов авиаперевозчиков 36 государств. Авиакомпания "Финнэйр", например, которой СССР одной из первых разрешил полеты по транссибирскому маршруту, практически мгновенно оказалась на грани банкротства.

Перелет российского президента займет лишь несколько часов - без риска пролета над враждебными территориями. Фото: РИА Новости

Чем привлекательны транссибирские, кроссполярные и трансазиатские маршруты? Раньше европейские перевозчики, например, летали в Токио через Северный полюс, делали посадку в Анкоридже (Аляска) и затем летели над Тихим океаном. Но полет над океанами всегда сложнее и опаснее, чем над сушей. Почему? Современные самолеты в основном имеют два двигателя. А по стандартам ICAO на маршруте нужно обязательно иметь запасные аэродромы в пределах досягаемости 2,5 часа полета. Это на случай отказа одного из двигателей. Кроме того, такой перелет увеличивает время в пути на 4-6 часов. Это огромный расход топлива, проблемы с авиапарком и летным составом.

Всю Европу можно пересечь за три часа, США по диагонали - за четыре с половиной. А вот даже из Калининграда во Владивосток, Южно-Сахалинск, Анадырь самолет летит 10-11 часов…

Теперь же европейские авиакомпании при полете в Японию вынуждены облетать Россию через Казахстан и Монголию. Длительность авиадороги из Парижа в Токио достигла свыше четырнадцати часов. А некоторые авиакомпании даже отказались от рейсов в Гонконг.

Фото: Getty Images

Как не вспомнить слова моего коллеги, талантливого Джерри Томпсона, который уже покинул наш мир: "Думай глобально! Каждый день промедления обходится нам всем в миллионы долларов и упущенных возможностей".

…Аляска - не случайность, но гениальная метафора. Как ледник, что тысячелетиями копил холод, чтобы однажды явить миру алмазную воду, так и эти переговоры могут растопить лед вражды.

Подготовила Наталия Ячменникова

На главном фото: Валерий Шелковников, президент Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов", член Всемирного фонда безопасности полетов, почетный председатель Совета Международного общественного движения "Аэронавигация без границ" / Из архива Валерия Шелковникова

 

 

Оставить сообщение
Последние новости
2025-12-12
18+
Школьникам Екатеринбурга рассказали об эволюции нейросетей и цифровой безопасности на «Уроке цифры»
Одиннадцатиклассники школы № 200 приняли участие в открытом «Уроке цифры» по теме «Дело в чате: эволюция нейросетей и цифровая безопасность». Это мероприятие организовано министерством образования Свердловской области в рамках третьего сезона проекта. К трансляции занятия онлайн также подключились 290 образовательных организаций региона.
11945
2025-12-12
18+
Ушли в офлайн: Как в регионах живут с отключениями мобильного интернета
Жители регионов нашли способы, как жить с отключениями интернета. Власти Смоленской области объявили об ограничениях работы мобильного интернета на неопределенный срок. Утром в четверг, 11 декабря, "упала" мобильная Сеть в Санкт-Петербурге. В Воронеже она держится на тоненькой ниточке, мерцает в Белгороде... Такова сегодняшняя реальность, обусловленная требованиями безопасности.
12776
2025-12-12
18+
Свердловские медики наращивают объемы диспансеризации
Свыше 1,7 миллиона жителей Свердловской области прошли диспансеризацию с начала 2025 года. Для увеличения охватов обследований, в регионе организованы выездные мероприятия непосредственно на предприятия. Эти меры отвечают задачам нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь». Так, коллектив Центральной городской клинической больницы № 24 Екатеринбурга организовал комплексное медицинское обследование для более 500 сотрудников ПАО «Уральский завод РТИ».
12076
2025-12-12
18+
Центры обработки данных станут новым инвестиционным направлением в Свердловской области
Перспективы создания кластера центров обработки данных (ЦОД) в Свердловской области обсудили представители органов власти и бизнеса на заседании комиссии Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) по развитию инфраструктуры и государственно-частному партнёрству.
12294
2025-12-12
18+
МВД: Мошенники от имени "Госуслуг" рассылают сообщения о выплате в декабре
Мошенники от имени "Госуслуг" рассылают сообщения в мессенджерах о якобы возможности получить в декабре выплату. Об этом предупредили в управлении по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД.
12134
2025-12-12
18+
«Шуба», «оливье», шпроты, мандарины: Диетолог раскрыла плюсы и минусы любимых новогодних блюд
Диетолог Денисова рассказала о плюсах и минусах любимых новогодних блюд. Новогоднее застолье традиционно - на столе обязательно оливье и селедка под шубой, бутерброды с красной икрой или - попроще - шпротами, ну, и, конечно, мандарины и шампанское. Все это красиво. А вот как насчет пользы или, наоборот, рисков для здоровья? Новогоднее меню проанализировала старший научный сотрудник "ФИЦ питания и биотехнологии", врач-диетолог Наталья Денисова.
1736