Алексей Михайлович Решетун, ассистент кафедры анатомии человека Института анатомии и морфологии имени академика Ю.М. Лопухина Пироговского Университета, судебно-медицинский эксперт, автор книг.
Электронные сигареты или вейпы — это очень опасные, скажем так, приспособления, которые содержат очень опасные вещества. Их опасность в обществе очень недооценивается. Это сделано целенаправленно, потому что людей очень за короткое время успели переформатировать на то, что вейпы якобы менее опасны, чем обычные сигареты. Это, конечно, не так.
В состав жидкости, которая находится в электронных сигаретах и вейпах, содержится никотин, только находится не в естественном состоянии, а в виде химического синтезированного вещества. Причем даже в безникотиновых жидкостях так или иначе никотин содержится.
Другие вещества в составе жидкости для вейпа:
Опасность заключается в воздействии этих вот веществ в составе вейпов как на организм подростков, так и на организм взрослых в том, что очень быстро развиваются очень грубые и часто необратимые изменения в легочной ткани, в первую очередь в альвеолах и в бронхиолах, то есть в конечных дыхательной системы, самых нежных ее частях. Например, очень быстро развивается фиброз легочной ткани, уже были случаи развития диффузного альвеолярного кровотечения, коллапса легких. Все эти изменения, особенно развитие фиброзной ткани, а она развивается очень быстро, не имеет обратного развития. Если фиброз развился при том же самом облитерирующем бронхиолите, то обратного развития уже это явление не имеет.
Опасность заключается и в том, что, куривший вейпы хотя бы пару лет, скорее всего, будет иметь инвалидность. Причем стойкую, без возможности каким-то образом её снять. Фиброз, если он развивается, обратного развития не имеет. И человек всю оставшуюся жизнь будет иметь проблемы с дыханием и находиться на инвалидности.
Коварство вейпов и электронных сигарет еще в том, что активно используются психологические методы, направленные на привлечение внимания к этим продуктам. Например, создание образа брутального потребителя в соцсетях. Привлекают внимание и различные ароматизаторы. Их огромное количество, и каждый может выбрать так называемый аромат по своему предпочтению, что тоже, естественно, завлекает. Это реклама, которая периодически идет в соцсетях. Это корпоративное спонсорство, например, на спортивных мероприятиях. Мы часто видим это. Ложные заявления о малой вредности, которая везде в обществе сформирована. И почему-то люди упорно думают, что это так и есть. Это различные формы этих дудок, которые очень часто привлекают внимание. Тактильная форма, приятная поверхность, яркие расцветки, привлекают молодежь в первую очередь.