С Курской битвы – на ремонт
Житель Невьянска поделился детскими воспоминаниями о событиях 80-летней давности
С дней переломного сражения Великой Отечественной войны, продолжавшегося 50 дней (5 июля – 23 августа 1943 года), минуло восемь десятилетий. В Курской битве, по масштабам, задействованным силам и средствам, напряженности и результатам ставшей ключевой в военной истории, участвовало около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолетов. Еще несколько лет назад воспоминаниями об этом сражении делились с нами фронтовики. Увы, сегодня их уже нет…
Тем ценнее информация, имеющая отношение к событиям Курской битвы, порой «всплывающая» весьма неожиданным образом. Обладателями таковой на днях стали корреспонденты «Звезды», когда в редакцию заглянул человек не безызвестный в городе – ветеран педагогического труда, многие годы отдавший работе в Невьянском механическом техникуме Виталий Владимирович ВЕДУНОВ. Несколько лет назад он делился с нами детскими воспоминаниями о дне 9 Мая 1945 года. А сейчас решился рассказать еще об одном интересном эпизоде своего, по сути, военного детства.
В 1943 году семья Ведуновых проживала в доме по ул.Лассаля. Отец пятилетнего Виталика — Владимир Семенович — был высококлассным слесарем-инструментальщиком, а потому работал на заводе, практически не выходя из его цехов. Трудилась на НМЗ и мама, ежедневно оставляя маленького сынишку на попечение бабушки.
Местная ребятня, включая Вильку, летом немало времени проводила на улице. Чумазые, босоногие, полуголодные, но все-таки счастливые, не видевшие войны. Конечно, они знали о ней по рассказам взрослых, фронтовиков, возвращавшихся с залатанными ранами. Знали, что где-то там, далеко гудят самолеты, взрываются снаряды, грохочут танки, полыхает земля. И все же война, к счастью для них, была чем-то далеким. Далеким и страшным…
Но однажды ранним июльским утром дома, расположенные в нагорной части Невьянска, задрожали. Грохот стоял несколько минут, а потом постепенно исчез. Вильку, как и других маленьких ребятишек, распирало любопытство: что это такое? неужели война?
История с грохотом повторилась еще не раз. Лишь некоторое время спустя местной ребятне стало известно, что по невьянским улицам на ремонт в Нижний Тагил направляются танки. Те самые, которые получили повреждения в Курской битве, впоследствии признанной самым крупным танковым и переломным сражением Великой Отечественной войны.
Передвижения танков мальчишки больше не пропускали — находили способ убежать из дома, чтобы собственными глазами увидеть настоящие боевые машины.
А однажды эти огромные махины, передвигавшиеся по мощеной улице Калинина, остановились, а выбравшиеся из них танкисты-ремонтники попросили попить. Стоявшие рядом с мальчишками женщины и ребята постарше бросились по домам, чтобы вернуться с ковшами, наполненными водой…
— С того дня мы с ребятами чуть ли не каждое утро караулили эти танки, — вспоминает Виталий Владимирович, — хотя шли они всего раз-два в неделю и не всякий раз останавливались. Вместе с ватагой сорванцов нередко стояли и женщины с припасенной водой — вдруг танкистам захочется утолить жажду…
И остановки танков, въезжающих со старого свердловского тракта в Невьянск, на пересечении ул.Калинина и Горноваловая, случались. Улочки тогда мгновенно наполнялись людьми. Выходившие танкисты с удовольствием принимали воду из рук женщин, не сдерживали улыбок при виде босоногой детворы, с любопытством глазеющих на них, самых малых брали на руки и подкидывали в воздух, угощали сахарком… Ребята постарше, спрашивая разрешения, подходили к танкам, рассматривали эти грозные махины. Залазить на них, покореженные войной, танкисты не позволяли: опасно, да и времени на это не было. Напившись колодезной воды, поблагодарив невьянцев, мужчины сразу отправлялись в путь — до тагильского завода им еще преодолевать десятки километров.
— Танки с Курского сражения, поврежденные, но сохранившие способность передвигаться своим ходом, шли через нас почти два месяца, — говорит Виталий Ведунов. — Отремонтированные доставлялись обратно на фронт исключительно железнодорожными путями, так что мы их уже не видели. Но нам, мальчишкам, даже подбитые увидеть было за радость. А если еще и дяденька-танкист по голове погладил да в воздух подкинул — вообще счастье невероятное! Тогда, конечно же, мы и представить не могли, из какого пекла выбирались эти танки. Лишь годы спустя, изучая историю Великой Отечественной войны, сопоставляли счастливые эпизоды из детства и тот кромешный ад, в котором гибли люди, скрежетало железо, казалось бы, непробиваемых танков…
Свои детские воспоминания Виталий Владимирович вновь отразил в своей картине, которую принес в редакцию «Звезды». Искренне благодарим его за то, что таким необычным образом сохраняет крупицы истории, делится ими с нами!