История большого открытия этого года началась еще весной 2015 года. К нашей «Державе» обратилась руководитель поискового отряда «Соболь» (г. Н.Тагил) Александра Ванюкова с просьбой проверить достоверность сообщения местных туристов, обнаруживших в районе Старика-камня близ Карпушихи, в самом центре Веселых гор, останки военного самолета времен Великой Отечественной войны… Версия, возможно, казалась абсурдной: откуда здесь, в глубоком тылу, военный самолет, да еще пролежавший более 70 лет и никем никогда не замеченный, ведь Старик-камень - одна из излюбленных скал уральских путешественников и туристов?… Но чем нереальнее было предположение, тем становилось интереснее, и «Держава» отправилась в путь.
В течение мая было проведено несколько однодневных экспедиций и подъе- мов с разных сторон на горы в районе ладшафтного заповедника Старик-камень. Добраться сюда нелегко – несколько километров приходится идти в лесистую гору пешком, а затем буквально карабкаться по скальным россыпям и огромным валунам. Лишь 22 мая поисковики смогли обнаружить фрагменты обшивки самолета, двигатели и фрагменты шасси. По ним было установлено, что это действительно самолет времен ВОВ, а именно - военно-транспортный ЛИ-2. Вот это находка! Но откуда он здесь? Какова судьба экипажа? Куда направлялся ЛИ-2, выполняя свой последний рейс?
- Чтобы ответить на все эти вопросы, было решено работать с архивами и получить разрешение на ведение поисковых работ, - рассказывает руководитель поискового отряда «Держава» М.Фефелов. – Был сделан запрос в архивы Министерства обороны, чтобы выяснить время крушения самолета и направление его движения.
Но вплоть до 2016 года никаких сведений получить не удалось. На все запросы поисковиков ответ был один: крушения военного самолета в данном районе не было. Но ведь останки есть! Вновь шел запрос за запросом. И тут поисковики узнают, что, пока они ждут подтверждения и разрешения на раскопки, на месте крушения вовсю работают «черные копатели».
- Совместно со Свердловской областной ассоциацией патриотических отрядов «Возвращение» нами было написано письмо в областную прокуратуру по факту незаконной деятельности так называемых «черных копателей», - вспоминает Максим, - и принято решение тем временем самим приступить к поисковым работам, чтобы найти еще какие-либо подтверждения факта крушения.
И они были найдены: в июле 2016 года поисковики обнаружили фрагменты останков двух человек. Это были члены экипажа. Вновь полетели запросы. Вновь приходили ответы, что катастрофы не было. Тогда в конце апреля 2017 года «Держава» решила снарядить новую экспедицию. Помощь в ее подготовке оказали Центр молодежной политики, управление образования и ЗАО «Мультитекс».
Экспедиция началась 10 мая. Облака на высоте 755 метров плыли не то что над головами, а прямо по участникам экспедиции, обволакивая с ног до головы, солнце прорывалось и вновь пряталось, и тогда шел мокрый снег… Высота, скалы, огромные валуны… Но ребята и их наставники не сдавались. Изо дня в день велись работы по подъему самолета. Упорство «Державы» увенчалось успехом: 12 мая 2017 года (запомните эту дату) среди огромного количества фрагментов ЛИ-2 был обнаружен Орден Ленина… Знаете, с чем по значимости можно сравнить эту находку? С обнаружением останков Героя Советского Союза. Такого у нашей «Державы» еще никогда не было!..
Спустившись в базовый лагерь, поисковики прочитали номер ордена - № 7319. А это значит, что теперь определить его владельца, погибшего на Старике-камне, состав экипажа, его последний рейс не составит никакого труда (в отделе наград администрации Президента РФ имеются данные о владельцах орденов). Они, наконец-то, получат ответы на свои вопросы, которые ждали почти два года. Это была настоящая удача!
Самолетом, разбившимся на Веселых горах, был вылетевший в командировку на Урал ЛИ-2, принадлежавший Воронежскому авиазаводу № 18, эвакуированному в город Куйбышев в начале войны. На борту самолета находились шесть человек: четыре члена экипажа и два пассажира (да еще какие!), летевшие из Куйбышева (Самара) в Нижний Тагил на УВЗ, где производились бронекорпуса для штурмовиков ИЛ-2, справедливо прозванных «летающими танками». В состав экипажа входили летчик первого класса ГВФ Иван Михайлович Скороходов, второй пилот Алексей Васильевич Шмырев, бортмеханик воентехник 3 ранга Алексей Янович Лилиенталь, бортрадист Виктор Георгиевич Завязкин. Пассажиры – директор авиазавода № 18, генерал-майор инженерно-технической службы Матвей Борисович Шенкман (ему и принадлежал орден Ленина) и заместитель главного инженера этого авиазавода Лев Ефремович Львов. Предположительно причина трагедии – незнание пилотами местности и тяжелые погодные условия. В последний свой рейс ЛИ-2, согласно документам, отправился 12 мая 1942 года (что это: мистическое совпадение или знак свыше?). О трагической гибели самолета тогда писали все советские газеты, Шенкману поставлен памятник, есть надгробия на родной земле и у членов экипажа. Зима 1941-1942 года выдалась крайне суровой. В конце мая на горе Старик-Камень все еще лежал снег, и участники поисков смогли добраться только до останков, лежащих на поверхности. Они были торжественно захоронены на центральном кладбище Куйбышева. Аварийный акт на крушение хранится в Минэкономразвития РФ. Но ровно 75 лет пролежали останки самолета и Орден Ленина в земле под уральским небом!
После таких открытий к делу подключились другие поисковые отряды – ассоциацией «Возвращение» было принято решение о проведении третьей поисковой экспедиции в данном районе с целью завершения поисковых работ и установления картины авиакатастрофы. К поискам, помимо «Державы», приступили верхнесалдинский поисковый отряд «Витязь», нижнетагильский «Сокол», долматовский (Курганская область) «Витязь», поисковый молодежный отдел Екатеринбургской епархии, поисковый отряд самарского государственного аэрокосмического университета «Сокол». Эта межрегиональная экспедиция проходила с 21 по 27 августа текущего года. В ходе ее проведения были обнаружены фрагменты останков пилотов и пассажиров, их личные вещи, фрагменты обмундирования, полностью зачищена вся территория крушения самолета. В поднятии самолета в разное время участвовали поисковики «Державы»: учащиеся УРГЗК Даниил Стогов, Евгений Ветошкин, Михаил Отавин и Кирилл Швецов, учащийся школы №4 Михаил Ушенин, старшеклассники школы №1Кирилл Константинов, Артем Солдатов, Константин Шибаков, из взрослых – Александр Ушенин, Лидия Штина и Евгений Рубцов.
Экспедиция завершилась. Но поисковая работа – нет. Начался поиск родственников погибших. Было установлено, что в 50-е годы прошлого столетия жена и дочь Шенкмана эмигрировали в Израиль. В самом начале октября вести о его родственниках пришли из США, где в Калифорнии проживает внук легендарного директора авиазавода № 18 Грегори Янкелович. Его мать Нехама (Нэлли) скончалась всего несколько месяцев назад. По словам Грегори, в их семье всегда были уверены, что Матвея Борисовича ликвидировали по приказу Сталина… Об этом узнали поисковики отряда «Соболь», которые ведут переписку с внуком Шенкмана.
- Сейчас важно установить родственников второго пассажира и членов экипажа, - говорит М.Фефелов,- захоронить тела погибших на их родине в Самаре, а также установить памятную табличку или камень на месте крушения самолета…
Спустя 75 лет и эти герои, найденные нашими поисковиками, обретут вечный покой…
Матвей (Мордух) Борисович Шенкман - советский руководитель промышленности.
М.Шенкман родился в городе Овруч Житомирской области в семье ремесленника. В ноябре 1918 вступил добровольцем в Красную Армию. Воевал с С.Петлюрой и Н.Юденичем.
В двадцатые годы - руководитель среднего звена в различных советских структурах. В 1928 г. был снова призван в армию, где прошёл техническое обучение.
После института Шенкман был направлен на завод «Большевик», где прошел путь от инженера-конструктора, мастера до начальника цеха.
В начале 1930-х работал директором фабрики швейных машин в Подольске.
Ездил в специальную командировку в Германию, потом работал в аппарате ЦК компартии, занимаясь делами авиации.
В 1936 г. назначен директором таганрогского авиационного завода.
С 1938 г. - директор воронежского авиационного завода. В первых числах войны сумел грамотно и продуманно организовать эвакуацию завода в тыл: с первыми эшелонами отправил не только семьи рабочих и станочное оборудование, но и готовые крупные узлы будущих штурмовиков, чтобы сборщики быстрее освоились на новых рабочих местах.
А ещё он приказал загрузить в первый эшелон оборудование для хлебозавода и кислородно-ацетиленовую станцию с рабочими, которые в суматохе эвакуации остались бесхозными, никому не нужными. Под его руководством в Куйбышеве уже к ноябрю 1941 года был налажен серийный выпуск легендарных штурмовиков Ил-2 на мощностях эвакуированных сюда воронежского и московского авиазаводов. В декабре завод выпустил 29 машин. В январе стал выпускать по 7 штурмовиков в день. В феврале выпуск их возрос в 10 раз, в марте - в 12 раз, а в мае программа была перевыполнена.
Матвей Шенкман обладал непререкаемым авторитетом. Он был настоящим руководителем, человеком, чувствовавшим ответственность не только перед каждым работником завода и его семьей, но и перед всей страной. Он был директором, ради которого люди не жалели себя и ставили выше общее дело, нежели личные потребности. А это дорогого стоит.
В 1980 году был снят художественный фильм «Особо важное задание», прототипом одного из главных героев стал М.Шенкман. Правда, в фильме у него иная фамилия и финал жизни…
Матвей Борисович Шенкман. Это имя принадлежало одному из тех, кому мы обязаны Победой. В Самаре, на площади перед авиационным заводом, стоит на постаменте самолёт Ил-2. И это памятник не только самолёту, благодаря которому была выиграна кровавая война, но и подвигу, который совершил М.Б.Шенкман. Невьянские поисковики вернули истории прах легендарного творца Великой Победы.