Команда «Точки роста» школы №4 «В чем сила, брат?» одержала победу в региональном конкурсе.
Уже второй год на базе школы №4 действует центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», открытый в рамках нацпроекта «Образование». Под руководством своих педагогов ребята гораздо глубже, за пределами школьной программы, осваивают здесь физику, химию, информатику, изучают азы робототехники. Сложные школьные предметы в Центре становятся необыкновенно увлекательными, а трудные задачи — сродни головоломкам, захватывающим квестам, которые не терпится пройти. И то, что юные физики, занимающиеся по программе внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» под руководством учителя физики Екатерины Клоковой, весьма преуспевают в этом, доказал региональный конкурс по теории решения изобретательских задач — «Креатив-бой».
Все началось с дистанционного тура, в котором участвовали 40 команд. Строго под видеокамерами юные физики командой решали практические задачи, например, предлагали свой вариант замены старых балок моста, предварительно проведя технологические расчеты. В отборочном туре «В чем сила, брат?» заняла первое место и вышла в финал конкурса, который прошел 4 февраля в центре «Педагогический технопарк «Кванториум» им. В.Г. Житомирского» (Уральский государственный педагогический университет). Участниками итогового мероприятия стали 13 команд со всей Свердловской области — 60 самых талантливых и креативных юных физиков.
Испытание не было простым: участникам предложили три задачи, в процессе решения которых необходимо было проявить творческие и изобретательские способности. Так, в первом испытании школьники выясняли, как растениям, обитающим в условиях дефицита влаги, приходится уменьшать потерю воды. Участникам предстояло предложить свой вариант устройства поверхности клетки, при котором бы поверхность, испаряющая воду, сокращалась, но при этом не уменьшалось бы количество хлоропластов и не изменялась толщина слоя цитоплазмы.
Вторая задача — эксперимент в научной лаборатории, где используется жидкость, содержащаяся в закрытых непрозрачных сосудах цилиндрической формы. Юные физики должны были отыскать способ, который будет сигнализировать ученым о критически низком уровне жидкости в емкости и продемонстрировать его на модели, выполненной из предложенных материалов. По сути — изобрести свой собственный прибор.
В ходе выполнения третьего задания участники конкурса проявили, в том числе, и свои конструкторские способности: им было необходимо сконструировать башню из имеющихся на столе материалов (макароны и скотч). Причем конструкция должна была быть высокой и прочной. Ну как тут не вспомнить о знаменитых Эйфелевой и Останкинской башнях?! Наши ребята догадались основательно укрепить основание башни (в ход пошли мелкие макаронные изделия), за счет этого значительно (по сравнению с другими) увеличили устойчивость и высоту конструкции.
Со всеми тремя испытаниями наша команда «В чем сила, брат?» справилась блестяще: результат — на лицо: первое место! Так в чем же сила наших юных физиков?
— В сплоченности и увлеченности ребят, — уверена учитель физики Е.Клокова. — Мы, педагоги, не принимали участия в выполнении заданий и могли лишь наблюдать за действиями команды. Я видела, с каким азартом они работали, как единая команда. Вообще, ребятам очень понравился такой формат игры, и они настроены решительно: принять участие в конкурсе на будущий год.
В состав команды вошли ученики 10 класса Слава Палкин (секретарь), Данил Козлов, Павел Щукин, одиннадцатиклассник Денис Киселев и девятиклассник Тимофей Мальков.
Награждение состоялось в тот же день. И заслуженные награды участникам конкурса вручил министр образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Биктуганов.
— Думаю игра многое дала учащимся, — подводит итог Екатерина Леонтьевна, — и развитие кругозора, и общение со своими сверстниками из других образовательных учреждений области, столь же увлеченных физикой. Они увидели, как много вокруг талантливых ребят. В этот же день в УрГПУ проходил День открытых дверей; мальчишки прошлись по образовательному учреждению, познакомились с его возможностями. Особенно их восхитил кабинет робототехники. Быть может, кто-то из них и выберет для себя профессию учителя и станет студентом этого вуза.
Отметим, что организаторами конкурса выступили центр «Педагогический технопарк «Кванториум» им. В.Г. Житомирского», кафедра физики, технологии и методики обучения физике и технологии, кафедра биологии, химии, экологии и методики их преподавания, кафедра теории и методики обучения естествознанию, математике и информатике в период детства УрГПУ. А поездку нашим ребятам организовал Благотворительный фонд «Достойным — лучшее».
___________________________________
«Креатив-бой» — это интеллектуальное командное соревнование по решению открытых (творческих, изобретательских или исследовательских) задач, которые не всегда имеют единственно правильный ответ. Цели конкурса — выявление одаренных детей и организация их сопровождения; организация и расширение взаимодействия между довузовскими образовательными учреждениями в различных областях научной и творческой деятельности.
Ольга СЕВРЮГИНА