Невьянский машиностроительный завод стремительно наращивает объемы производства практически по всем представленным направлениям.
Любую сложную, кризисную ситуацию можно воспринимать по-разному: один опускает руки и плывет по течению, другой — ищет и находит новые возможности для развития. Два года пандемии плюс антироссийские санкции в сумме дают ту самую сложную ситуацию: либо тормозящую работу предприятий, организаций, учреждений, либо открывающую новые горизонты. Именно ко второй условной группе сегодня однозначно относится АО «Невьянский машиностроительный завод». К нынешней весне промышленное предприятие уверенно наращивает объемы производства, причем – практически по всем направлениям, включая гособоронзаказ. Каким образом удается достигать таких результатов? Какие новые перспективы развития открываются перед нашим предприятием? Эти и другие вопросы мы адресовали генеральному директору АО «Невьянский машиностроительный завод» Евгению КУДРЯВЦЕВУ.
— Евгений Суликович, кажется, совсем недавно Вы сменили на посту генерального директора завода — безвременно ушедшего Олега Юрьевича Черкасского, а уже такие результаты: стремительное наращивание объемов производства, новые рабочие места, спрос на продукцию НМЗ. Что, на Ваш взгляд, повлияло на такое расположение дел?
— Во-первых, это частично накопленный потенциал работы многих людей прошлого периода, в том числе и Олега Юрьевича. Во-вторых, как ни странно, последние события в стране и мире. Некоторые санкции Америки и западных стран против России стали причиной закрытия границ и прерывания цепочек поставок ряда продукции в нашу страну. Но спрос на нее никуда не делся, потому сегодня именно нам — российским предприятиям — необходимо восполнять дефицит товаров, техники, оборудования, комплектующих путем активного их производства. Наша продукция (автопогрузчики, в частности) также стала наиболее востребованной, способной заменить импортную технику. Повышенный спрос и вызвал рост производства.
— Насколько больше единиц этой техники будет произведено на площадках завода в этом году?
— Если в 2021 году мы выпустили около 120 единиц автопогрузчиков разных наименований, то в этом году планируем сделать их не менее 200. Только сейчас у нас одновременно в производстве, на таможне и в пути четыре заказа (примерно по 12 штук каждый).
— Речь идет о погрузчиках различных модификаций?
— Да, конечно. При этом заказ идет как на погрузчики, выпускающиеся у нас на протяжении нескольких лет, так и на новые модели. Так, сегодня уже на испытаниях электропогрузчик на литиевой батарее — лучшая модель с экологической и экономической точки зрения, способная заменить дизельный погрузчик.
Еще одна новинка — гибридный автопогрузчик, работающий и на газу, и на бензине. Данная марка востребована структурными предприятиями Газпрома.
От Минпромторга Свердловской области поступила заявка о рассмотрении возможности разработки и производства аэропортного тягача, и мы уже начали работать над этим. Правда, не хватает кадров — как инженерных, так и рабочих профессий. Сегодня мы активно ищем специалистов, рабочих разных профессий (резчиков, фрезеровщиков, операторов ЧПУ, сварщиков, слесарей и так далее), предлагаем хорошую заработную плату, гораздо выше той, что была до поступления новых заказов. Но пока ситуация сложная: и с точки зрения привлечения имеющихся кадров, и с точки зрения обучения молодежи необходимым профессиям. Вроде бы, провели встречу с руководством учреждений профессионального образования, но…
— Евгений Суликович, по направлению гособоронзаказа также прогнозируется рост объемов производства?
— Да, но не прогнозируется, а уже фиксируется. И это не связано с изменениями геополитической ситуации, как может показаться на первый взгляд. Это, скорее, результат хорошо выстроенной работы с нашими заказчиками, доверие которых нам удалось завоевать. В рамках сложившихся направлений идет уверенное увеличение объемов производства — как по «Старту», с которым работаем порядка 10 лет, так и с Уралвагонзаводом, с которым плотно сотрудничаем почти полвека. Кстати, именно УВЗ предложил нам для изучения, разработки и возможного производства несколько новых наименований продукции. Время покажет, какие из них нам удастся проработать и внедрить. Так или иначе, перед нами открываются новые перспективы, и упускать их мы не намерены.
— По другим направлениям производства Невьянского машиностроительного завода — компрессорных станций, нефтегазового оборудования — тоже идет рост?
— Да. На начало текущего года нами уже заключено в три раза больше контрактов на производство компрессорных станций, чем в 2021-м. Правда, столкнулись с серьезными трудностями, заключающимися в поставках комплектующих из США и ряда западных стран. Для того чтобы в срок и в полном объеме выполнить обязательства перед заказчиками, приходится перепроектировать станции, пересматривать процесс производства, искать аналоги необходимых комплектующих в дружественных России странах. Другими словами, на данный момент идет большая работа всего конструкторского отдела нашего предприятия. Пока же производство компрессорных станций ожидает конструкторских решений, у нас есть время для передислокации данного производства на большие площади в цех №3.
— Если не ошибаемся, в цехе №3 размещается производство нефтегазового оборудования. Неужели оно сворачивается?!
— Нет, все производственные площадки завода продолжают свою работу. Просто в связи со значительным увеличением заказов на компрессорные станции этому производству требуются более просторные площадки. Цех №3 идеально подходит для этого, а нефтегазовое оборудование прекрасно уместится в цехе №55. Процесс постепенной передислокации (без остановки производства) стартовал еще в начале года и, скорее всего, продолжится до лета. Так что ничего мы не закрываем и не сворачиваем, наоборот — расширяемся и развиваемся!
— По направлению нефтегазового оборудования тоже?
— Признаюсь, январь 2022 года по НГО был не самый лучший и даже провальный. Но в феврале ситуация не просто выровнялась, а пошла в рост. Поступили серьезные заказы, на сегодня по нефтегазовому оборудованию законтрактовано 68% годового объема. Правда, из-за колебаний цены на трубную заготовку пришлось повысить стоимость нашей продукции. Но и это пошло на пользу: отпали мелкие «игроки», уступив крупным, проверенным временем заказчикам. Еще одно важное для нас изменение в НГО: доля серийного производства простых изделий практически сравнялась с долей сложных деталей, изготавливаемых на станках ЧПУ. А эти дорогостоящие изделия (в отличие от серийных) индивидуального производства все более востребованы заказчиками.
— Евгений Суликович, если практически по всем направлениям производства НМЗ идет рост объемов, значит, должна увеличиться и заработная плата специалистов и работников завода?..
— Безусловно. В настоящий момент уже пересмотрены расценки основных рабочих на производстве НГО, в ближайшее время, по мере выполнения заказов, будет повышена зарплата и у других специалистов и рабочих. Мы всегда были заинтересованы в хороших кадрах, но, к сожалению, не всегда могли платить достойную заработную плату. Но времена изменились. Сегодня, при должной квалификации и отношению к труду, работники ряда рабочих профессий могут получать до 70 тысяч рублей в месяц. Так что ждем всех, кто умеет работать, хочет зарабатывать приличные деньги и для кого аббревиатура НМЗ — не пустой звук!
Наталья ПАВЛОВА