В 1943 году газета «Уральский рабочий» информировала читателей о прибытии в Свердловск съемочной группы фильма «Большая земля». В составе съемочной группы фильма С.А.Герасимова был и Марк Бернес.
В один из декабрьских дней, на съемках картины, возникли непредвиденные трудности, для устранения которых директор фильма Эдуард Силуянов обратился за помощью в Свердловский горсовет. Помощь работникам кино была обещана, но взамен в Горсовете попросили, чтобы Марк Наумович Бернес, чьи песни из фильма «Два бойца» распевал весь город, исполнил их в одном из предстоящих новогодних концертов.
До этого момента Бернес никогда специально с песенным репертуаром нигде не выступал, но отказаться от «предложенного руководством Свердловска» выступления было неудобно, да и практически невозможно. И вот 30 декабря 1943 года, отчаянно робея, Марк Наумович вышел на сцену Дома Красной Армии и спел перед переполненным залом «Тучи над городом встали», «В далекий край товарищ улетает» и «Темную ночь». Выступление прошло великолепно. Публика не отпускала любимого артиста со сцены около получаса, требуя повторного исполнения только что спетых им песен. Так состоялся эстрадный дебют Марка Бернеса, который принес ему большой и заслуженный успех.
Все это его очень сильно окрылило, и буквально через пару дней он отправился с концертами по Уралу от Свердловской филармонии. Следующей площадкой для выступления стал Дворец культуры металлургического завода в Нижнем Тагиле.
Однако, выехав с аккомпаниатором и администратором на полуторке с брезентовым верхом, Бернес до места назначения не доехал. В нескольких километрах от Невьянска у грузовика полетела передняя ось, и артисты застряли среди малопроезжей дороги и сугробов. На их счастье, через час-полтора после аварии мимо них на санях проезжал мужичок из Кировграда, который и спас артистов. Он усадил их в свои сани и отвез в Невьянск, куда как раз держал свой путь.
К обеду добрались до Невьянска. Бдительный возница для перестраховки доставил незадачливых артистов прямиком в Горсовет, который тогда располагался в небольшом кирпичном двухэтажном доме — мало ли что, время военное… Основательно замерзших служителей муз для начала напоили горячим чаем и спиртом, а затем, выяснив все формальности, отправили на помощь бригаду для починки грузовика оставленному на дороге водителю.
Свободного автотранспорта ни в Невьянске, ни в Нижнем Тагиле не оказалось, поэтому о немедленном выезде артистов в Нижний Тагил не могло быть и речи. Пришлось им ждать, когда полуторку починят, и она своим ходом приедет в Невьянск.
Из воспоминаний аккомпаниатора Марка Бернеса Иосифа Блюмкина:
«Так как в Нижний Тагил из-за аварии грузовика мы в назначенное время не успевали, комсомольское бюро Невьянского механического завода предложило нашей концертной бригаде дать для жителей Невьянска в помещении местного клуба одно вечернее выступление, которое наш небольшой коллектив с радостью принял. Надо было скоротать время до приезда машины, да и отработать имевшиеся нестыковки и шероховатости в концертной программе было не лишним. Наш администратор позвонил из заводской конторы в Нижний Тагил, объяснил сложившуюся ситуацию и договорился о переносе концерта Марка Наумовича Бернеса на вечер следующего дня.
А вот здание клуба, в котором вечером нам предстояло выступать, повергло нас сначала в замешательство. Это был длинный вытянутый деревянный барак с большими окнами, отопление которого осуществлялось при помощи дров и двух русских печей.
Однако внутри помещение выглядело куда лучше, чем снаружи. Стены его были оштукатурены и красиво украшены. Несколько дней назад здесь встречали Новый 1944 год.
В центре зала стояла высокая сосна, украшенная незамысловатыми игрушками из папье-маше и бумажными гирляндами. Окна клуба были сплошь оклеены бумажными снежинками.
Сам клуб имел несколько помещений: большое фойе, актовый (он же зрительный) зал и несколько кабинетов, один из которых нам и выделили в качестве грим-уборной.
Невьянцев о незапланированном концерте Марка Бернеса оповестили при помощи местного радио. Афишу, в нашем присутствии, двое местных старшеклассников нарисовали на большом листе бумаги тушью и красками и сразу повесили перед входом в клуб.
Мы, честно признаться, не надеялись, что народ придет на концерт. Но наши опасения не оправдались. Народу пришло очень много. Зритель был разный: рабочие, старшеклассники, комсомольцы, раненые солдаты из госпиталя, эвакуированные из Москвы, Ленинграда и Одессы, старики и даже дети. В плохо отапливаемом помещении зрительного зала набилось так много людей, что окна, которые были затянуты морозцем, к концу концерта оттаяли и без отопления.
Когда Бернес начал свое выступление и запел первую из песен, зрители тут же стали ему подпевать. Оказалось, что они видели фильм «Два бойца» и хорошо знали песни из этой кинокартины.
Так незапланированное выступление Марка Наумовича в Невьянске снискало невероятный успех у публики. Это очень поддержало Бернеса, который все еще сомневался в правильности своего выхода на эстраду».
Концерт, начавшийся в восемь часов вечера, продлился два часа. Но после его окончания еще целый час никто не расходился. Зрители буквально завалили артиста вопросами. И Бернес терпеливо отвечал на каждый.
На ночлег концертную бригаду определили в квартиру к одному из инженеров завода, в так называемый дом ИТР, где артисты смогли принять горячую ванну, поужинать и хорошо отоспаться.
А утром следующего дня концертная бригада Бернеса, получив от благодарных невьянцев бутыль спирта и канистру бензина, выехала в Нижний Тагил.
Вернувшись 10 января 1944 года в Свердловск, Марк Бернес записал в своем дневнике: «На Урале я стал эстрадным артистом!».
А невьянский концерт вне плана снова напомнил о себе артисту через двадцать с лишним лет, во время его концерта в Москве в 1966 году, когда после выступления к Марку Наумовичу подошел пожилой седовласый мужчина с букетом красных гвоздик и сказал: «Спасибо вам, дорогой Марк Наумович, за ваши песни, вот уже в который раз я с удовольствием прихожу на ваши концерты, но до сих пор в моей памяти ваше выступление в небольшом уральском городке Невьянске в январе 1944 года. Я был тогда в эвакуации вместе со своим заводом и слушал вашу «Темную ночь». При этих словахБернес обнял собеседника, который увидел, что глаза артиста были полны слез...
Бернес считал себя ответственным перед зрителем — как перед Народом и перед Искусством — как перед духовной мощью страны. Всю свою жизнь он считал работу актера героической профессией, не допускающей слабости и компромиссов.
Сергей ПОГОДИН,
член Союза журналистов России,
г.Екатеринбург.