Невьянские правоохранители поведали о новых случаях мошенничества через банковские карты.
Мы систематически сообщаем читателям о новых случаях мошенничества в отношении наших земляков. И, тем не менее, сводки правоохранительных органов с нерадующим постоянством пополняются все новыми и новыми примерами. Об этом 21 мая в ходе брифинга поведали журналистам начальник МО МВД России «Невьянский» полковник полиции Сергей Горбунов и председатель Общественного Совета при МО МВД России «Невьянский» Яков Пайвин.
Правоохранители рассказали, что в последнее время участились случаи списания мошенниками денежных средств с банковских карт граждан. Только за первые четыре месяца 2021 года МО МВД России «Невьянский» зарегистрировано 35 подобных преступлений (за аналогичный период прошлого года — 20 преступлений). Правоохранители подробно рассказали об отдельных случаях мошенничества, еще раз призвав через СМИ граждан быть бдительными и не покупаться на уловки мошенников. Мы приведем наиболее наглядные примеры, которыми зачастую пользуются злоумышленники, дабы наши читатели не попали в число обманутых граждан.
Карта в чужих руках
20 марта этого года в опорный пункт полиции пос.Верх-Нейвинского поступило заявление от 33-летнего жителя Нижнего Тагила, сообщившего об утрате своей банковской карты, открытой на его имя, и о списании с нее денежных средств: покупках в магазинах на суммы менее 1000 рублей. Общая сумма покупок – 6255,12 рублей. Сотрудниками уголовного розыска при проведении оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что картой воспользовалась 50-летняя гражданка, сознавшаяся при задержании в своих противоправных действиях. В отношении нее возбуждено уголовное дело.
11 апреля, около полудня, в опорный пункт полиции пос.Калиново обратился 57-летний гражданин с заявлением о хищении у него банковской карты, а затем уже с нее – денежных средств в общей сумме порядка 6,5 тысяч рублей. Преступление совершил 35-летний житель поселка. Его личность была установлена, в отношении него возбуждено уголовное дело, ведется следствие.
Днем позже около полудня вновь поступило сообщение о краже денежных средств с карты в пос.Верх-Нейвинском: к правоохранителям обратился 45-летний мужчина, рассказавший о том, что он утратил свою кредитную карту (или же она была у него похищена) в одном из магазинов поселка, где работает заявитель. Мужчина не сразу хватился пропажи, так как к данной карте у него не подключен мобильный банк, и потому СМС сообщений о списании денежных средств не было. Уже ночью, придя домой после рабочей смены и войдя с компьютера в личный кабинет банка, он обнаружил списания с нее денежных средств в валюте (доллары) путем оплаты промышленных и продовольственных товаров в различных американских интернет-магазинах. Общая сумма таких списаний составила 23282,17 рублей. Виновник списаний не установлен.
Вам звонят из банка
В марте на телефон 60-летней жительнице Невьянска около 10 вечера поступил телефонный звонок. Звонившая представилась сотрудницей банка и сообщила, что в данный момент с банковской карты женщины совершается денежный перевод в Краснодар. Естественно, испуганная пенсионерка ответила, что никаких переводов не делает. Псевдоработник банка заверил гражданку, что для предотвращения мошеннических действий она должна сообщить СМС-сообщение, которое поступит на ее телефон с номера 900, а затем заблокировать карту. Женщина выполнила весь механизм действий, предложенных мошенницей. По окончании разговора она зашла в приложение онлайн-банка и обнаружила, что с ее кредитной карты произведены три операции снятия денежных средств, на общую сумму 35000 рублей.
Подобное преступление было совершено в апреле в отношении 20-летней жительницы Невьянска. В половине седьмого вечера в середине апреля на ее телефон позвонил неизвестный и тоже представился сотрудником банка. На сей раз мошенник сообщил, что на имя потерпевшей оформляется кредит, и для предотвращения данной операции ей необходимо заблокировать принадлежащую ей банковскую карту, а для этого девушке необходимо назвать код подтверждения, который пришел ей с номера «900», а также номер карты и номер, находящийся на оборотной стороне карты. После того, как жертва мошенника продиктовала данные карты, ей на телефон пришло СМС- уведомление с номера «900» о списании у нее со счета денежных средств в сумме 30 300 рублей.
Похожая схема была использована и в отношении 40-летней жительницы пос.Аять. Псевдосотрудница банка предупредила женщину, что в отношении ее банковского счета совершаются мошеннические действия, и для предотвращения данной операции ей необходимо перевести деньги со счета на принадлежащую ей банковскую карту, после чего прекратила разговор, пояснив, что перезвонит позже. Через некоторое время на телефон потерпевшей позвонил мужчина и представился сотрудником банка, сказал, что нужно попробовать совершить перевод на сумму 15 000 рублей, для чего нужно будет назвать код подтверждения, который пришел ей с номера 900. Жительница Аяти, доверяя звонившим, выполняла все их требования и называла коды в сообщениях с номера «900». Позже она отметит, что не помнит, сколько кодов таким образом продиктовала злоумышленникам. В завершении диалога мужчина заверил, что вскоре женщине перезвонят и объяснят, как вернуть деньги. Но более никаких звонков не было, поэтому потерпевшая в этот же день обратилась в отделение банка, где узнала, что неизвестные перевели с ее счета денежные средства на общую сумму 150 000 рублей.
Кредит для мошенников в сбербанке взяла в марте 28-летняя жительница с.Шурала. Ей поступил звонок якобы от сотрудника ПАО «Сбербанк», сообщившего, что на её имя мошенниками оформлен кредит. Также неизвестный сказал, что для предотвращения данной операции ей необходимо зайти в приложение «Сбербанк онлайн», в раздел «Кредиты». Под руководством неизвестного потерпевшая оформила на свое имя кредит на сумму 258 367 рублей, после этого неизвестный сказал ей, что для завершения операции необходимо вернуть эти деньги банку и что для этого необходимо продиктовать ему код, который придет с номера «900», что девушка и сделала, лишившись 219 240 рублей.
Жительница Нижних Таволог также лишилась денежных средств с кредитной карты, поверив звонившему и попытавшись предотвратить попытку якобы оформления кредита на ее имя и списания средств с ее счета. Потерпевшей позвонили и сообщили, что с банковской карты женщины списываются деньги, при этом звонившая использовала формулировку «деньги списываются по денежному коридору». Она заверила, что для прекращения процесса списывания денежных средств необходимо называть содержания смс-сообщений, которые будут приходить на абонентский номер. Впоследствии на абонентский номер женщине было осуществлено 26 входящих вызовов с различных абонентских номеров, а также женщиной было получено 43 смс-сообщения с номера 900. Жительница Таволог называла неизвестной содержание всех смс-сообщений. В ходе последней беседы неизвестная посоветовала сходить в банк и заблокировать банковскую карту, а также удалить поступившие смс-сообщения. Потерпевшая не помнит, передавала ли она данные своих банковских карт, оно она заблокировала банковскую карту и удалила смс-сообщения. В итоге пенсионерка лишилась 80 000 рублей.
Установить личность злоумышленникам по всем этим уголовным делам не удалось.
Бесплатный сыр — лишь в мышеловке
30 тысяч рублей лишилась жительница Невьянска 1946 года рождения. Мошенники действовали через телефон: они, обратившись к ней по имени-отчеству, сообщили, что у пенсионерки накопились 7550 бонусов по банковской карте и что их нужно реализовать, иначе они уйдут в фонд банка. После согласия заявителя переключили ее на «старшего менеджера банка», которому женщина сообщила данные своей банковской карты. После поступили ей СМС сообщения с кодами, которые она передала неизвестному. Затем неизвестный попросил удалить все СМС сообщения и прекратил общение. Немногим позже потерпевшая узнала, что с ее банковской карты прошло списание денежных средств.
Заработать онлайн предложили 60-летней жительнице Невьянска. Звонила женщина, представившаяся сотрудником Московской биржи и предложившая подработать онлайн. Невьянская пенсионерка согласилась поучаствовать в торгах, для этого перевела через банк-онлайн 2000 руб., через несколько минут на ее счет поступила 1000 руб. «Сотрудник биржи» пояснил, что это первые заработанные с торгов деньги. Затем с доверчивой гражданкой связался другой сотрудник, с которым женщина неоднократно в течение декабря созванивалась и переписывалась по «Вайберу». Именно по его рекомендации она перевела на счет 40000 руб, также отправила копию паспорта, производила какие-то манипуляции на своей странице сбербанк-онлайн, сообщала все приходящие СМС – настолько сильно она доверяла своим новым «коллегам». В конце декабря у пенсионерки возникли сомнения; она проверила свои счета и обнаружила, что 23 декабря на нее был оформлен кредит на 233532 руб., и эти деньги уже списаны со счета. Кроме того, с двух ее дебетовых карт списано 14000 и 98000 рублей.
Оба уголовных дела остаются бесфигурантными.
Ах, этот Бла-бла-кар
В марте своих денежных средств лишился 48-летний житель Невьянска, решивший совершить поездку в Екатеринбург при помощи приложения «BlaBlaCar», установленного в его мобильном телефоне. Мужчина нашел подходящий рейс, связался с водителем, который предложил ему оформить проездные билеты онлайн через «Whats App», в котором и шли переговоры водителя и пассажира. Последний перечислил 400 рублей на счет своего будущего водителя-попутчика. Спустя примерно 15 минут водитель отправил пассажиру голосовое сообщение, что не сможет приехать, поскольку его задержали на работе, а потому вышлет ссылку для возврата средств за уже оплаченную поездку. Потерпевший прошел по этой ссылке. Здесь, в приложении, ему предлагалось заполнить анкету с указанием данных банковской карты, включая код с обратной стороны. Ничего не заподозрив, мужчина заполнил анкету. После этого ему приходили СМС сообщения с кодами, которые он также вводил в приложение, запущенное им при переходе по ссылке. Двумя днями позже потерпевший получил из банка выписку по движению денежных средств и обнаружил, что 7 марта неизвестные осуществили перевод его денежных средств в сумме 45 000 рублей на неустановленный счет. Личность мошенника не установлена.
Подводя итог, представители правоохранительных органов в очередной раз обращаются к гражданам с просьбой быть бдительными, не производить никаких действий по своим банковским картам по звонку незнакомцев, даже если они представляются работниками вашего банка. Какие бы тревожные сведения ни сообщали вам звонящие, никогда не поддавайтесь панике, попросите позвонить попозже, положите трубку, войдите в мобильное приложение, в личный онлайн-кабинет, пройдите в ближайшее отделение банка и проверьте поступившую вам информацию относительно ваших банковских счетов. И еще — никогда, никому, ни под каким предлогом не сообщайте данные ваших карт, особенно — заветные цифры с их обратной стороны.
Ольга СЕВРЮГИНА